Версия для слабовидящих

МБДОУ г. Мурманска №89

г. Мурманск, ул. Александра Невского, 77

Телефон

(8152) 43-60-01, 43-33-18

Эл. почта dou89murmansk@yandex.ru

 

 

 

МБДОУ г. Мурманска №89

Информационная безопасность детей

Потребность в информации - одна из базовых естественных потребностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологические - еда, сон, тепло и т.д. В результате развития общества человек прошел гигантский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену информацией ребенок в детстве усваивает модели поведения, учится социальным нормам, постигает азы наук, искусства и права. Когда мама и папа объясняют детям, как следует себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, когда учителя в школе преподают азы науки - они создают информационное окружение, в котором воспитываются и формируются дети.

Любая информация, потребляемая человекам, оказывает то или иное воздействие на него — сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. В русском народном творчестве по данному поводу существует немало пословиц и поговорок, например: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести».

С развитием современного общества, ростом общечеловеческого знания и развитием цифровой техники и технологий, возникает потребность фильтрования потребляемой человеком информации. Особое внимание при этом уделяется информации, целевой аудиторией которой являются дети.

Так принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ, в котором определены возрастные категории потребителей информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+). Согласно документу, к информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена та, которая содержит информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию ребенка (в том числе, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Для детей, достигших шестилетнего возраста, информационная продукция, разрешенная Федеральным законом, дополняется следующими критериями:

1) имеются кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) имеются ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) имеются не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Особое внимание в настоящее время уделяется активному использованию детьми сети Интернет.

В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже круг его общения - все это относительно легко контролировалось родителями. В школе, хорошей спортивной секции, детском лагере ребенок в безопасности - там плохому не научат, да и работают там, как правило, профессионалы. Таким образом, проблема информационной безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Мама в детстве запрещала общаться с незнакомыми людьми, гулять в компании «плохих сверстников», смотреть единственный в семье телевизор после 21:00 и т.д. И авторитет мамы и папы был очень высок.

Все поменялось, когда массово пришли компьютер и безлимитный Интернет. Они принесли широчайшие возможности их пользователям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены в информационное окружение ребенка. Он, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к различным Интернет-сервисам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток разнообразной информации. ребенок стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители с компьютером на «вы» и по умению пользоваться персональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы - с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным, а серфинг в нем фактически неконтролируемым.

Возможность просмотра в любом качестве и на любом устройстве мультипликационных и детских фильмов, а также развивающих передач на различных видео-хостингах (например, наиболее популярном YouTube) позволила родителям в домашних условиях активно использовать данные ресурсы. Зачастую, используя их на мобильных телефонах или планшетах, взрослые перестают контролировать просматриваемый детьми контент, что может привести к потреблению подрастающим поколением вредной и несоответствующей возрасту информации.

Немаловажным аспектом является и проблема определения, является ли просматриваемый ребенком материал хорошим по содержанию или же плохим. Психологом М. Новицкой предложены следующие критерии вредного информационного материала:

1. Главные герои ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.

2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.

3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.

4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.

5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.

6. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.

7. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу подло, неуважительно, беспринципно. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.

8. Присутствуют сюжетные линии, порочащие и презрительно, брезгливо описывающие всё, что связано с родительством и рождением, воспитанием детей. Родительские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный.

Профилактикой потребления вредной информации из сети Интернет для детей дошкольного возраста может быть установка на компьютерной технике детских версий популярных Интернет-ресурсов и программ родительского контроля. Так в статье Бена Уильямса рассказано о 5 важных моментах «настройки» безопасного Интернета для детей. Среди провайдеров и мобильных операторов также имеется возможность подключения тарифов детского Интернета. Подобные линейки существуют у Мегафона, МТС, Билайна. Кроме того, полосатым оператором разработаны аудио-уроки безопасного Интернета.

 

Материал подготовлен на основе
брошюры «Информационная безопасность детей» и
статьи психолога М. Новицкой «Классификация признаков вредного мультфильма».

Полезная информация

В доступной для дошкольников форме персонажи мультфильма «Смешарики» расскажут детям об Интернете и его возможностях. О вреде частого общения на расстоянии посредством современных технологий можно просмотреть в серии «Телеграф».

В другом российском анимационном проекте «Фиксики» дети также могут познакомиться с основами работы таких информационных и компьютерных технологий, как: Интернет, видеосвязь, клавиатура, фиксифон, эсэмэски, микрофон.

В рамках проекта «Научи хорошему» было проведено исследование о родительской компетентности как способе защиты детей от вредной информации.

 

Материал подготовлен воспитателем Кузьминой А.В.

Наверх