Источник: https://sadik89.org.ru/5554/5616/5637/

Страничка педагога-психолога

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Жестокое обращение с детьми - действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика.

Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребёнка

Статьей 19 Конвенции о правах ребенка установлена необходимость защиты прав ребёнка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребёнком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних – в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей (статья 5.35, КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их замещающих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Родителям о наказании

1. Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.

2. Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

3. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.

4. Наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

5. У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нём объединяться два чувства: любовь и ненависть, как сразу возникает конфликт.

6. Если вы шлёпаете ребёнка под горячую руку, это вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.

7. Частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказания?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь. Подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказания.

Виды насилия

Психологическое насилие - длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Эмоциональное насилие - длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

Запугивание ребёнка – ему внушают страх с помощью жестов, взглядов:

- используют для запугивания свой рост, возраст;

- на него кричат;

- угрожают насилием по отношению к другим (родителем ребёнка, друзьям, животным и т.д.);

- использование изоляции;

- контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями, сёстрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребёнком также совершают эмоциональное насилие, если:

- унижают его достоинство;

- используют обидные прозвища;

- используют его в качестве доверенного лица;

- при общении с ребёнком проявляют непоследовательность;

- ребёнка стыдят;

- используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребёнком совершают экономическое насилие, если:

- не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег;

- взрослыми растрачиваются семейные деньги;

- ребёнок используется как средство торга при разводе.

К ребёнку относятся жестоко, если используют угрозы:

- угрозы бросить его (а в детском доме-исключить и перевести в другое учреждение);

- угрозы самоубийства, нанесение физического вреда себе или родственникам;

- используют свои привилегии, обращаются с ребёнком как со слугой, с подчинённым;

- отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, о посещениях его родителей, опекунами, ребёнка перебивают во время разговоров.

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания» и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитания»).

Уважаемые мамы и папы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила нашей непростой жизни.

1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряжённой с риском для жизни.

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребёнке привычку рассказывать вам не только о достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребёнком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребёнка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребёнка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…?

13. Если ваш ребёнок подвергался сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.

14. Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность вашему ребёнку проговорить с вами трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

Магические «можно» и «нельзя»

Конечно, мы нередко сами невротизируем ребенка, то превратив его в кумира, который делает, что хочет, то запрещая, все, что можно.

Как желательно вести себя родителям с ребенком:

- не создавать самим «опасных прецедентов» и резко ограничить круг запретов;

- не утешать ребенка запретными вещами, а спрятать их подальше от него, пока он еще маленький;

- если Вы не успели спрятать предмет, а Ваш малыш его захотел, моментально переключите внимание ребенка;

- если Вы что-то разрешили малышу вчера, то разрешите это и сегодня;

- запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковы;

- «воинственность» ребенка можно погасить своим спокойствием;

- старайтесь чаще говорить ребенку «можно».

Как не желательно вести себя родителям с ребенком:

- запрещая все без конца, не учитывая возрастных особенностей ребенка;

- дразнить запретными вещами;

- свое плохое настроение разряжать на ребенке;

- входить в дебаты с рассерженным ребенком и шантажировать его;

- практически не говорить ребенку «можно»;

- все время «накалять» его своими бесконечными «нельзя»;

- невротизировать ребенка.

Ситуация для родителей. Еще вчера трехлетний Лёнечка мог в руки брать все, что ему хотелось. А вот сегодня мама ему почему-то все время говорит «нельзя». «Нельзя» брать вазы, статуэтки, чашки. «Нельзя» брать телефонную трубку. Что не возьмешь, все это брать нельзя. Ребенок ничего не понимает. Наверное, мама его разлюбила, и он специально начинает трогать все, что «нельзя».Вот он схватил при маме статуэтку , вот подошел при ней к хрустальной вазе, и слыша раздраженное «нельзя» , специально уронил на пол тарелку. Тарелка треснула, и он спокойно, подняв две половинки, дал их маме. А мама накричала на ребенка, сказала, что он упрямый и поставила его в угол…

1. Правильно ли вела себя мама Лёни?

2. Как в данной ситуации поступили бы Вы?

Как помочь ребенку в период адаптации?

1. Должны быть единые требования к ребёнку в семье и детском саду.

2. Следует ознакомить воспитателя:

- с режимом ребёнка в семье;

- со способом кормления и засыпания;

- каково его ласковое имя;

- какие привычки, любимые игрушки у ребёнка.

3. В первые дни должен приводить ребёнка кто-то один.

4. Кратковременное пребывание ребёнка в течение одной недели, начиная с 2 часов.

5. По желанию – возможно пребывание ребёнка с мамой в первые дни посещения.

6. Сохранить привычный для ребёнка вид вскармливания (грудь, бутылочка), укладывания, бодрствования, сна.

7. Приводить ребёнка с любимой игрушкой, в любимой одежде.

8. В первые дни посещения детского сада не рекомендуется: стрижка ребёнка, приём лекарств и т.п., чтобы не создавать отрицательного отношения к детскому саду.

9. Если ребёнок эмоционально тяжело переносит привыкание к детскому саду, то используйте успокаивающий чай (по назначению врача).

Как сохранить психологическое здоровье детей, проживающих в районах Крайнего Севера?

«Северные дети» подвержены неблагоприятным условиям климата в несколько раз больше чем их сверстники, проживающие в других районах нашей страны. Помимо ухудшения физического здоровья, дети могут испытывать эмоциональное напряжение, связанное с низкой двигательной активностью на свежем воздухе и нехваткой солнечного света. Подобное напряжение может выражаться в неадекватном поведении ребенка (апатии или возбуждении, агрессии, повышенной тревожности), снижении познавательной активности и интеллектуальной деятельности.

Задача родителей сделать условия для развития и воспитания детей предельно комфортной и здоровьесберегающими. В этом могут помочь следующие упражнения и приемы.

1. Гимнастика после сна, которая позволяет восстановить баланс между всеми системами организма.

2. Увеличение подвижных и спортивных игр (желательно на свежем воздухе).

3. Гимнастика для глаз.

4. Дыхательная гимнастика.

5. Игры с песком, глиной, водой, позволяющие не только расслаблять мышцы, но и проигрывать различные проблемные ситуации в поведении.

6. Использование музыкального воздействия (спокойная музыка, звуки природы) способствует улучшению настроения, расслабляет и успокаивает.

7. Использование сказки, чтение книг как метод коррекции поведения.

8. Использование различных гимнастических упражнений в течение дня, в том числе и как паузы во время занятий с ребенком или как средство переключения внимания.

9. Тактильное взаимодействие с ребенком, позволяющее увеличить чувство защищенности, доверительного отношения к взрослым.

Любой из предложенных способов может быть использован родителями самостоятельно или с помощью специалистов ДОУ. Если родители испытывают сложности или не обладают достаточной информацией, то они так же могут получить консультативную помощь специалистов.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №89