Версия для слабовидящих

МБДОУ г. Мурманска №89

г. Мурманск, ул. Александра Невского, 77

Телефон

(8152) 43-60-01, 43-33-18

Эл. почта dou89@polarnet.ru

 

 

 

МБДОУ г. Мурманска №89

Рекомендации учителя - логопеда для родителей на летний период

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. Важно так же помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Чтобы этого не случилось, предлагаю Вам следующее:

  • Делайте артикуляционную гимнастику.
  • Продолжайте работу над силой и длительностью выдоха (можно обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом; пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь); надувать воздушные шарики; стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи; учиться плавать, выдыхая в воду, нырять; дуть на детские флюгера).
  • Развивайте у детей мелкую и общую моторику (играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель); учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах; рисуйте на асфальте цветными мелками; учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки; собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.; выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы; играйте с глиной, мокрым песком).
  • Способствуйте обогащению словарного запаса ребенка новыми словами (путешествуйте, получайте новые впечатления от поездок, походов в лес; ходите на экскурсии в музеи, дворцы, парки и т.д.; посещайте театры, цирки, дельфинарии, океанариумы).
  • Продолжайте взаимодействовать с детьми (читайте художественные произведения, сказки, детские журналы; пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории; придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы; отгадывайте загадки, учите стихи; в вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком)).
  • Не скучайте в дождливые дни (собирайте мозаики, конструкторы, пазлы; перебирайте крупы; играйте с пальчиками; раскрашивайте раскраски цветными карандашами; складывайте простое оригами, делайте аппликации; завинчивайте гайки (игрушечные и настоящие); плетите из бисера, бусин, резиночек; лепите из пластилина, пластика, теста).

 

Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи Ваших детей!

Материал подготовлен учителем-логопедом Л.Ф. Осиповой

Причины нарушения речи у детей

При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения.

По мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, на пример, случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям.

Совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей!

При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Причины патологии детской речи

1. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

От времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, например, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих повреждение или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия - недостаточность кислородного снабжения мозга, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания центральной нервной системы.

2. Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно- вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

4. Наследственные факторы. Например, врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.

Таким образом, большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

5. Неблагоприятные социально - бытовые условия, приводящие к микро социальной педагогической запущенности, нарушениям эмоционально - волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с не резко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

10 советов родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Страницы учителей-логопедов МБДОУ г. Мурманска №89 в сети Интернет:

  1. Нечаевой С.А. на сайте Социальной сети работников образования.
  2. Осиповой Л.Ф. на сайте Социальной сети работников образования.
Наверх