Версия для слабовидящих

МБДОУ г. Мурманска №89

г. Мурманск, ул. Александра Невского, 77

Телефон

(8152) 43-60-01, 43-33-18

Эл. почта dou89murmansk@yandex.ru

 

 

 

МБДОУ г. Мурманска №89

Консультации для родителей, дети которых не посещают ДОО

Рекомендации для родителей по моторному развитию ребенка

1. Побуждайте ребенка работать обеими руками.

2. Учите малыша есть самостоятельно.

3. Разговаривайте с ребенком, пока он ест. Рассказывайте ему какие-нибудь истории. Говорите ему, как называется пища, которую он ест.

4. Давайте возможность ребенку одеваться самому. Конечно, в основном Вы будете одевать его, но, тем не менее, поощряйте его за старания.

5. Покажите ребенку, как спрыгивать с небольшой выстоы, например, с бревна или ящика.

6. Покажите, как пинать ногой мяч. Дайте поиграть с мячем самостоятельно. Научите ребенка бросать мяч по-разному: высоко, низко, из-за головы, между ног.

7. Побуждайте ребенка к игре с предметами или ролевым играм. Например, ребенку можно показать, что коробка - это дом, а куклы - дети.

 

Материал подготовлен воспитателем Яшункиной С.Е. на основе
"Пособия по развитию детей раннего возраста"  авторов О.В.Елецкой, Е.Ю.Вареницы.

Развитие мышления у детей раннего возраста

Дети видят мир по-особенному, иначе чем взрослые. В раннем возрасте у ребенка стремительно развиваются все психические процессы - память, внимание, мышление, воображение. Развитие этих процессов требует активного участия взрослого, который может создать для малыша возможность получения новых знаний и опыта.

В возрасте 1 – 3 лет дети очень любят манипулировать различными предметами – бросать игрушки, разбирать, ломать и т.д. Таким образом у ребенка формируются первые причинно-следственные связи (например, если бросить мяч – он покатится) и развивается наглядно –действенное мышление.

Для развития наглядно- действенного типа мышления подойдут такие совместные игры с ребенком как- игры с водой, песком, игры с предметами разной формы (кубики, кольца, пирамидки, «матрешки», «вкладыши», коробки разного размера, каталки).

1. Игры с коробками.

Для игры можно использовать коробки разной формы, размера и цвета. Кладем игрушки в коробку, закрываем крышкой, трясем коробку, просим ребенка прислушаться есть ли что-нибудь в коробке. Открываем крышку вместе с ребенком, достаем игрушки, коробка пустая – «Ничего нет в коробке».

2. Игры с матрешками.

Для игры потребуется не вся многодетная матрешка, а только одна самая маленькая и вторая побольше. Малыш вместе со взрослым может выполнять разные действия- разбирать матрешки, вкладывать одну в другую. Игра сопровождается словами и пояснениями –«большая», «маленькая», «вложим», «достанем».

3. Игры с   пирамидкой.

Для игр потребуется пирамидка с минимальным количеством колец и конусообразным стержнем. Ребенок снимает и одевает кольца. Если не справляется самостоятельно, взрослый ему помогает, оперируя понятиями «вверх», «вниз». Для детей в возрасте от 2 до 3 лет стоит обратить их внимание на правильность сборки пирамидки - есть ли неровности или пирамидка гладкая (можно определить с помощью поглаживания конуса).

4. Игры с водой.

Для таких игр подойдут емкости разной формы и размеров – пластиковые бутылочки, баночки, воронки, леечки, флаконы. Варианты игр разнообразны, это и разбрызгивание, и переливание, и выливание. Ребенок так же может наблюдать тонущие и плавающие предметы.

5. Игры с кубиками.

Для таких игр подойдут как игровые кубики, так и предметы кубической формы. Можно предложить ребенку построить стену или башню, при этом если ребенок сам не справляется, помочь ему, подавая детали и удерживая башню в равновесии.

Играя с малышом следует помнить, что ему необходима поддержка взрослого. При отсутствии понимания и участия в деятельности ребенка, малыш может становится капризным, появляется разочарование, теряется интерес к играм.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни малыша. Если использовать их после года, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

Озвучивайте любую ситуацию. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Уважайте попытки ребенка говорить. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш не успевает расслышать слово или фразу. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазано.  Поэтому говорите размеренно, четко.

Повторяйте несколько раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Развитию речи способствует использование малых фольклорных форм и рассматривание в книгах картинок. Пойте малышам колыбельные, песенки. Используйте в общении с ребёнком пестушки, потешки. Рассказывайте  сказки.

Развивайте общую и мелкую моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу).

Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет закаливание и положительная атмосфера в семье. Не следует выяснять отношения в семье при ребёнке.

Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Радуйтесь успехам малыша, чаще его хвалите!

 

Материал подготовлен воспитателем группы раннего возраста Гринчик Е.Ф.
на основе методического пособия «Развитие речи в детском саду»  автора Н.В. Рыжовой

В какие игрушки рекомендуется играть с детьми раннего возраста?

Малышу исполняется 1 год и родители уже замечают, что его развитие быстро меняется – совершенствуются двигательные навыки, растет познавательная активность. Ребенок все еще постоянно нуждается в заботе взрослых, но он уже самостоятельная личность.

Для дальнейшего развития малышу требуются новые условия, другие игрушки, игры и занятия.

После 1 года дети стараются много двигаться, используя различные движения, которые повторяют, глядя на взрослых. Игры и игрушки, которые им могут в этом помочь:

- мячи различного размера (для катания руками и ногами, перед собой, бросания, к 2 годам ребенок уже способен ловить мяч),
- горки для ползания вверх и вниз,
- сенсорные дорожки и массажные коврики с различными поверхностями,
- каталки и коляски (для развития координации движения, укрепления мышц, развития игровой деятельности),
- кегли (для развития глазомера, ориентации в пространстве).

В период раннего детства малыши очень любят игры с водой и песком. Поэтому игрушки, в которые можно налить воду, насыпать песок или крупу будут очень полезными:

- ведра разной величины и диаметра,
- лопатки и формочки,
- лейки.

Игровые предметы ребенка так же можно разнообразить интеллектуальными играми, которые развивают мышление, внимание, память малыша и мелкую моторику:

- мозаики,
- крупные пазлы,
- конструкторы,
- кубики,
- пирамидки,
- сортеры,
- игрушки со шнуровками,
- развивающие мягки книжки.

В более старшем возрасте (ближе к 3 годам) девочки оценят игры с куклами, которых можно кормить из бутылочки, укладывать спать. Игры с такими игрушками помогут освоить навыки бытовой жизни. Мальчикам могут быть интересны машины разной величины, крупный конструктор, из которого можно построить гараж или дом.

Выбирая игры и игрушки родителям необходимо помнить о безопасности детей и эмоциональном комфорте. Поэтому следует обратить внимание на некоторые критерии:

- материал (предпочтительно выбирать материал, который легко обрабатывается и является гиппоаллергенным),
- форма игрушки (не подойдут острые углы, слишком большой размер),
- цвет игрушки (следует выбирать игрушки такого цвета, который присутствует в жизни, чтобы представления о мире у малыша были более четкими),
- запах (не должен быть отталкивающим),
- звук (в случае, если игрушка музыкальная звук должен быть приятным для слуха и регулироваться).

Самый лучший вариант для приобретения игр и игрушек – это специализированный магазин, в котором представлены изделия для детей любого возраста.

Родителям следует помнить, что в игровом пространстве ребенка игрушек не должно быть много (ребенок быстро потеряет интерес к ним). По возможности желательно играть в разнообразные игры, но не менять их очень часто. Часть игрушек можно убрать в недоступное для малыша место и периодически менять игрушки.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Ребенок и соска. Как отучить ребенка сосать соску?

Большинство малышей привыкают сосать соску с рождения. В этом есть свои «плюсы» и «минусы». Например, сосание соски восполняет сосательный рефлекс, который хорошо влияет на ребенка до года (успокаивает нервную систему, позволяет избавляться от неприятных ощущений во время прорезывания зубов). Поэтому специалисты и опытные родители не рекомендуют отучать малыша от сосания соски пока он не достиг одного года.

С возрастом ребенок начинает активно развиваться, много двигаться, знакомиться с разными людьми. Сосание соски в период после года может тормозить его интеллектуальное и речевое развитие, становясь при этом навязчивой привычкой.

Как правильно следует отучить от соски детей разного возраста?

1. В любом возрасте нельзя резко забирать соску, так она является частью мира ребенка. Лишившись ее, малыш может испытывать сильную тревогу.

2. Давать соску в период очень сильной необходимости, следить за тем, чтобы соска не была в поле зрения и деятельности ребенка.

3. Занимать ребенка новыми вещами, которые можно изучить на ощупь, а то и на вкус.

4. Предоставить условия и возможности для игровой деятельности, помня, что игрушки следует подбирать согласно возрасту и уровню развития ребенка. Игрушек не должно быть много.

5. После 2 лет ребенку можно придумать сказку, связанную с «пропажей» соски. В этом возрасте дети охотно верят в придуманные истории.

6. Ни в коем случает не стоит сравнивать ребенка с другими детьми, называть «маленьким», потому что он все еще сосет соску.

7. Во время укладывания спать следует сменить ритуал, отвлекая малыша спокойной музыкой, расслабляющими поглаживаниями, чтением на ночь убаюкивающим голосом. Хорошо, если в течении дня ребенок будет «вымотан» (но не перевозбужден), тогда и процесс засыпания пройдет более успешно.

8. Нельзя мазать пустышку различными горькими снадобьями (может повлиять на здоровье, вызвать отек гортани или другие аллергические реакции).

9. Не следует разрезать соску. Ребенок может откусить кусочек резины. Кроме того, это насилие над любимой вещью.

10. Нельзя так же кричать и сердиться на малыша. Лучше всего отвлечь и чем - то занять.

11. Отучать от пустышки не желательно в период болезни, адаптации к новым условиям (например, в период адаптации к детскому саду).

Родителям следует понимать, что отучение малыша от вредной привычки вопрос не одного дня, а систематического поведения. Иногда надо потерпеть 3-5 дней и ребенок сам забывает о соске, увлекаясь новым и интересным в своей жизни.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Как помочь ребенку, который кусается?

Кусание - это врожденная реакция, которая заложена в человека природой и может быть свойственна всем детям. Социально адаптированный ребенок понимает, что кусаться не желательно, такое поведение среди людей не принято и чаще всего сдерживает свои порывы заменяя их на другие физические проявления. Но даже самый спокойный и уравновешенный ребенок в определенной ситуации может кусаться, испытывая при этом неприятные чувства - напряжение, тревогу и страх. Как же помочь малышу избавиться от привычки кусаться, управляя  при этом своим эмоциональным состоянием.

1. Старайтесь реагировать на желание ребенка кусаться спокойно, не смеяться и не ругать его за это.

2. Во время общения и игр не кусайтесь даже в шутку, так как ребенок не понимает разницы между шутливыми кусаниями и в серьез.

3. Если кусание- это реакция на получение желаемого, учите ребенка разным другим способам: сказать словами, показать рукой.

4. Учите детей делиться. Покажите на собственном примере. Хвалите ребенка.

5. В игровой деятельности показывайте, как можно ласково и бережно обращаться с игрушками, беречь их и жалеть.

6. Если кусание - реакция на перевозбуждение, нервное напряжение, можно предложить ребенку альтернативные способы снять напряжение – побить подушку, поиграть с песком, крупами, полепить из пластилина, по возможности использовать игры с водой.

7. В конфликтных ситуациях постарайтесь переключить внимание ребенка на безопасную деятельность, дать попить воды.

Чем старше становится ребенок, тем более организованным становится его поведение и навыки саморегуляции. Надо помнить, что в детстве ребенок только знакомиться с возможностями своего тела и  многому учится. Взрослым следует быть терпеливыми и не ругать малыша за ошибки, а стараться вместе их исправлять.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Дети и телевидение

Телевидение прочно вошло в нашу жизнь и жизнь наших детей. Ребёнок, сидящий перед экраном телевизора, - обычное явление, однако далеко не все родители задумываются о том, можно ли детям смотреть телевизор и в каких количествах.

Детям до 2-х лет не следует  слушать и смотреть телевизор. Телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребёнка этого возраста потому, что отвлекает родителей от общения. Чем дольше работает телевизор, тем меньше внимания взрослые уделяют ребёнку. В итоге дети уже в раннем возрасте испытывают  недостаток общения, когда оно особенно необходимо для их развития. Фоновый шум работающего телевизора  мешает детям понимать речь взрослых. Часто родители сажают малышей за просмотр мультфильмов с целью быстрее накормить, но от этих действий больше вреда, чем пользы. В раннем возрасте ребёнку необходимо активно двигаться, осваивать действия с предметами, рисовать, лепить, строить, а во время просмотра ребёнок пассивен, он не развивается.

Детям от 2-х до 3-х лет допускается просмотр телевизора до 15 минут в день. Родители должны ответственно подойти  к выбору материала. Следует отказаться от просмотра мультфильмов без звука. Важно  помочь малышу осмыслить происходящие на экране события. Мозг ребёнка устроен так, что он не может обучаться с помощью технических средств (тоже касается планшетов, компьютеров, телефонов). Для полноценного развития малыша необходимо живое общение, когда задействованы не только органы слуха, но и чувства.  До 3 лет активно развиваются все психические процессы, поэтому телевизор особенно влияет на состояние ребёнка. При быстрой смене картинок, неокрепший мозг малыша не успевает переработать большой поток информации. Ребёнок пребывает в перевозбуждённом состоянии и, как следствие появляются плохой сон, капризы, страхи.

Детям от 3-х до 6-ти лет разрешается смотреть телевизор не более 40 минут в день с перерывами. Необходимо следить за тем, какие мультфильмы смотрит  ребёнок. Лучше записать хорошие мультфильмы, развивающие передачи и программы. Нужно учесть, что в данный период активно развивается творческое мышление, а если ребёнок смотрит на готовое изображение, то его воображение перестаёт работать.

Важно организовать домашний кинопросмотр, чтобы он не обернулся негативными последствиями для здоровья и развития детей. 

Как смотреть мультики без вреда?

Необходимо создать правильные условия для просмотра. Посадить ребёнка на стул с вертикальной спинкой  прямо перед экраном, на расстоянии 2,5-3 метров. Экран должен быть размером не менее 21 дюйма, а при увеличении его размера следует увеличить и расстояние до него.

Не стоит смотреть телевизор в затемнённой комнате, потому что при перепадах яркости детские глаза быстро устают. Желательно смотреть мультфильмы днём,  а вечером при хорошем освещении.

Не  приучайте  ребёнка есть перед телевизором и сами избегайте таких перекусов.

Изображение на экране должно быть чётким, без дефектов. Некачественное изображение отрицательно сказывается на зрении.

Выбирайте добрые мультфильмы. Герои мультфильмов не должны нести агрессию, а должны учить дружбе и хорошим поступкам.

Смотрите мультики вместе с детьми, тогда, Вам будет о чём поговорить. У ребёнка должна быть возможность поделиться своими переживаниями. Просмотр мультфильмов вместе с ребёнком даёт возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо» на примере, понятном ему.

При правильном подходе телевизор может стать отличным помощником родителям и приятным развлечением для ребёнка. Главное, чтобы экран не занял в жизни ребёнка  первостепенную роль  и не заменил настоящее общение и эмоции. 

 

Материал  подготовлен  воспитателем  группы раннего возраста Гринчик Е.Ф.
на основе статьи Глушко Е. «Телевидение и здоровье детей»
журнала «Дошкольное воспитание»

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?

Когда малышу исполняется полтора года, многие родители начинают задумываться о необходимости водить ребенка в дошкольное учреждение. Причины могут быть разные - например, у родителей нет возможности в течение дня находится дома с малышом или ребенок очень активный, общительный и ему мало той развивающей среды, которую он получает дома.

С полутора лет многие дети первый раз приходят на порог детского сада. Одни привыкают к новым условиям быстро и с удовольствием каждое утро приходят в свою группу, для других это настоящий стресс.

Как же можно помочь детям в этот сложный для них период.

Для того чтобы привыкание к новым условиям прошло благополучно и менее безболезненно следует обратить внимание на следующие аспекты.

1. Укрепить здоровье малыша, чтобы его организм смог сопротивляться вирусам, которые неизбежны в коллективах. В этом родителям могут помочь процедуры закаливания, умывание прохладной водой, долгие прогулки на свежем воздухе и активные игры. Утренняя зарядка поможет ребенку быстро проснуться и быть готовым к новому дню. Массаж так же помогает стать более активным или расслабиться после насыщенного дня.

2. Выработать режим дня похожий на режим дня детского сада. Для каждого ребенка лучший пример – это родители. Поэтому требуя от малыша соблюдать определенный режим дня, родителям необходимо выполнять его самим.

3. Поощрять самостоятельность ребенка, которая очень пригодиться ему, когда он будет вдали от родителей. Если малыш сам пытается одеваться, есть, выполнять гигиенические процедуры, не препятствуйте ему в этом, даже если он что - то делает неправильно. Будьте ненавязчивым помощником, который придет на помощь, а не пытайтесь все сделать за ребенка. В связи с этим родителям стоит планировать свое время так, чтобы его было достаточно, не торопя ребенка в его действиях.

4.Подготовить ребенка психологически - знакомить с другими детьми и взрослыми, посещать развивающие игровые площадки, оставлять на некоторое время с родственниками или друзьями. Рассказы о детском саде должны носить позитивный характер, положительный настрой, так как малыш в первую очередь ориентируется на эмоции в речи.

Детский сад – это важный период в жизни ребенка. Помогите ему пройти адаптацию к новым условиям, и малыш каждое утро будет с удовольствие  и  улыбкой на лице идти к своим новым друзьям.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Наверх