МБДОУ г. Мурманска №89

г. Мурманск, ул. Александра Невского, 77

Телефон

(8152) 43-60-01, 43-33-18

Эл. почта dou89murmansk@yandex.ru

 

 

 

МБДОУ г. Мурманска № 89

 

 

 

«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр»

Асланова Юлия Валентиновна,

Воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 89

Речь во всем её многообразии является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно разыгрывать театрализованные представления.

 

 

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм,  умением полно, связно, последовательно  передать содержание готового  текста.

Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по  развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:

 

Формировать интерес ребенка к художественной литературе.

Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

 Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс  включается ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало каждого предложения. Ниже представлены примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми,  начиная со средней группы.

Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов:

Узнай по описанию”

Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленое ведро и совок, большая тарелка.

Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Дети должны угадать, о каком предмете идет речь.

Воспитатель. Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое…(ведро) и т.д.

Сделай, лисичка!”

Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, поскачи, танцуй, положи, нарисуй, поезжай).

Материал: игрушка-лисичка, автомашина, кисточка, лист бумаги, краска, вода, тряпочка для вытирания кистей.

 К детям приезжает лисичка на машине. Воспитатель. Посмотрите, лисичка что-то привезла. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это ей? Оказывается, что она  умеет рисовать, петь, плясать, любит ездить на машине.

Давайте поиграем с лисичкой. Вы будете отдавать команды, а она будет выполнять, если высказывание будет сформулировано правильно.

 Если ребенок ошибается, лисичка не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена.

Что изменилось?”

Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).

Материал: лесенка, игрушки – мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

 На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.

 Воспитатель. Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой).

 Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз.

Игры на словообразование:

Угадай животное”

Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей  животных в единственном и множественном числе.

 Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит, растопыривает пальцы).

 Воспитатель. Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один – тигренок, а если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.

 Воспитатель дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет лапкой мордочку, мурлычет.

Отгадайте, кто это?

Дети. Котенок.

Воспитатель. Да, это котенок.

Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.

А теперь кто у нас?

Дети. Котята.

Воспитатель. Котята испугались, убежали, и не стало кого?

Дети. Котят.

Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и утята убегают.

Магазин посуды”.

Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

Материал: полочка с посудой – две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.

 Воспитатель говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть. какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы, дети их называют (хлебница, сахарница, салфетница).

 Воспитатель. Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста, подходите, магазин открыт. 

Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:

Какая? Какой? Какое?”

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

 Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

 Волк – серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце – яркое, лучистое, горячее.

Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.

Бывает – не бывает”.

Цели:  формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

 В гости к детям приходит Незнайка.

 Воспитатель. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.

 Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.

 Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет. 

Подбери другое слово”.

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

 Воспитатель. Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».

 - компот из яблок (яблочный компот);

 - варенье из груш (грушевое варенье);

 - полка для книг (книжная полка);

 - ваза из стекла (стеклянная ваза);

 - крыша из соломы (соломенная крыша);

 - горка из снега (снежная горка);

 - кораблик из бумаги (бумажный кораблик). 

 

Систематическое включение предложенных игровых упражнений в повседневное общение с детьми позволит существенно обогатить словарный запас ребёнка и сделать его речь образной и выразительной. Желаем удачи в развитии и совершенствовании речи Вашего ребёнка!

 

День Победы!

В мае 2020 года наша страна будет отмечать очень важную дату – 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Когда-то наши бабушки и деды рассказывали нам о той великой войне. Любовь к Родине воспитывается с детства – и мы, еще маленькие, шли с цветами к Вечному огню, рисовали открытки для ветеранов, учили стихи и песни. А сегодня уже мы должны рассказать нашим детям о тех страшных днях, о Победе – чтобы не прервалась память, чтобы не угасал вечный огонь благодарности к солдатам, отдавшим за нас свои жизни.

Дети могут узнать о Великой Отечественной войне по-разному: прочитать в книгах, распросить дедушку-ветерана. Или посмотреть мультфильмы о войне.

Мы вместе начинаем готовиться к празднованию 9 мая. Добро пожаловать в рубрику: «Этот день Победы»:

Предлагаем посмотреть видеоролик, который расскажет вам о войне;

Прочитать стихи ко Дню Победы;

Поиграть в речевые игры и отгадать загадки;

Нарисовать «Салют Победы».

Рисование «Салют Победы» Нетрадиционная техника рисования

Материал: восковые мелки, гуашь, картонные втулки, лист цветной бумаги белый или тёмных оттенков.

1.Рисуем на листе бумаги цветные линии, расходящиеся наверху.

https://3.bp.blogspot.com/-628VgdrVbdA/WvQhskmOllI/AAAAAAAAAME/CV-WW0blwuYyznEc8X6dnx2VE8-Oxjt4QCLcBGAs/s320/%25D0%25B0%25D0%25B0%25D0%25BA.jpg

2. Затем делаем основу для нанесения отпечатков из картонных тубусов от туалетной бумаги.

Разрезаем рулон по краю. Края «бахромы» загибаем кверху. Готово!

https://3.bp.blogspot.com/-DOKkc0Q9xmA/WvQhxw0-8vI/AAAAAAAAAMI/3e7eJJVnbUsY89fke8a9n7OOAe2iM5VpQCLcBGAs/s320/%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25BA.jpg

3.Обмакиваем картонный штампик в красную, синюю, желтую или зеленую краску, предварительно налив их в емкость с плоской поверхностью (например, одноразовую тарелку).

Макаем наш рулон в краску. Ставим отпечаток. 

https://4.bp.blogspot.com/-xUg9I2Cy_Gc/WvQiJ5qqlpI/AAAAAAAAAMY/oeBpDpBc_iYi4dDI80U7_hfhTpPYd8EEQCEwYBhgL/s400/%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25BA.jpg

4.Получаются фантастические вспышки фейерверка. 

https://3.bp.blogspot.com/-6jS74h6GldE/WvQjGNvu_sI/AAAAAAAAAMg/wAfC8JbUEuAbGknsW66DpXUIVV_9Mn8jwCLcBGAs/s640/kd7jVjuvpzg.jpg

День победы. Детям про 9 мая. Что за праздник 9 мая?

Как животные к весне готовятся

Продолжаем весеннее путешествие и приглашаем вас отправиться в лес к лесным жителям!

Отправляясь по лесным тропинкам, вас ждут, полезные и увлекательные задания!

1. Прочитайте ребенку рассказики о животных. Попросите отгадать загадку.

ЗАЯЦ

Всякий заяц по весне — и танцор, и певец. По ночам на полянках скачут, меж деревьев петляют да поют: «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!» Так зайцы весне радуются!

Шубка белая, тёплая хоть и хороша, но зайцы её поскорее скидывают. Снег-то потемнел, на нём белый мех — только помеха — не спрячешься толком. Потому от зимней шубы спешат зайцы избавиться: то на ёлке клочок белой шёрстки оставят, то на ветке, то на шершавой коре дерева.

БЕЛКА

За зиму беличьи кладовочки опустели: орехи, грибы, ягоды съедены, шишки обглоданы. Но весна не опоздала: почки сочные набухли, побеги молодые проросли, жучки из-под коры, из-под земли повылазили... Хоть это и не излюбленное беличье лакомство, но перекусить есть чем. А там и до лета недалеко — вот когда будет жить сытно!

ЛИСА

Лисы — заботливые родители. Ещё с конца зимы они начинают подыскивать подходящие норы для своих будущих детёнышей. Лисята рождаются один раз в году. Впервые лисьи глазки открываются в возрасте двух недель: бывает так, что утром один глаз откроется, а второй только вечером. И вот такое одноглазое чудо снуёт по норе, всё рассматривает да вынюхивает. В это же время у лисят появляются первые зубки. А любопытство у лис врождённое - оно первее глаз и зубов видно. Потому малыши рано начинают выползать из норы: исследуют окрестности, пока родители охотятся. И уж какая радость, когда и их впервые возьмут с собой на охоту папа или мама! Уж они-то всем покажут: вот мы какие — лисята!

МЕДВЕДЬ

Весна медведю, как утро: всю зиму спал да посапывал, а зажурчал весенний ручей — мишка и проснулся. Первые дни после спячки медведь гуляет недалеко от берлоги: лапы разминает, на солнышке греется — весне радуется! А как нагуляет аппетит, пойдёт куда глаза глядят: где клюкву найдёт прошлогоднюю, где ростки свежие, зелёненькие.

ВОЛК

Волки, как и собаки, верные животные. Только верны они не человеку, а друг другу. Если волк и волчица стали семьёй, то это на всю жизнь. А когда рождаются волчата, с ними нянчатся не только мама и папа, но и другие волки-родственники.

Маленькие волчата и лисята очень похожи друг на друга, все они бурого цвета и похожи на щенков. Только лисят выдаёт белый кончик хвоста.

Загадки:

На луну ночами воет

Всех страшит и беспокоит

Пасть оскалит серый зверь –

Берегись его теперь (волк)

Спит всю зиму до весны

Он в берлоге у сосны.

И в медовых сновидениях

Из малины ест варенье (медведь)

Эта рыжая плутовка

Обхитрить вас может ловко

Пышным хвостиком взмахнет –

Страх на зайцев наведет. (лиса)

2.  На пути стоит пенек, встань – расскажи стишок!

- При помощи мнемотаблицы, заучивание стихов превращается в игру.

3. Следующая остановка «Родничок-речевичок».

 - Речевые упражнения и игры «Расскажи о животном».

4. Шли, шли и пришли на полянку «Рукоделкино».

- Аппликация «Заяц из ладошки».

Возвращение птиц. Насекомые

Выполняем следующие задания :
1. Учимся подбирать признаки. Мама или папа задаёт вопрос (КАКАЯ?, КАКОЙ?)
Бабочка (какая)– красивая, яркая, пестрая…
Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный…
Кузнечик (какой?) - …
Пчела (какая?) - …
2. Учимся подбирать действия КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ:
Зеленый кузнечик прыгает, а полосатая пчела … (летает).
Майский жук ползает, а маленький кузнечик …(прыгает).
Большеглазая стрекоза летает, а трудолюбивый муравей …(ползает).
Надоедливая муха летает, а красивая бабочка …(порхает).
Маленький комар летает, а большой кузнечик….
Красный муравей ползает, а стрекоза ….
Сильный муравей ползает, а беззаботный кузнечик ….
Пальчиковая гимнастика и физминутка.
Выберите любую и постарайтесь выучить. Покажите детям мультфильм "Муравьишка-хвастунишка" , и виде
Выполните штриховку, можно раскрасить цветными карандашами. о про насекомых. 

Учим НАСЕКОМЫХ, насекомые для детей

День Матери-Земли

Беседа:

Какая удивительная планета-Земля. На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Мы пока не знаем, существует ли жизнь на других планетах, а вот нашу родную Землю населяют множество живых существ: люди, животные, растения, грибы и микроорганизмы.

Все мы живем бок о бок в одном общем доме, связаны друг с другом прочными, хоть порой невидимыми нитями. Поймав бабочку, сломав ветку или сорвав лесной цветок человек может, сам того не желая, нанести природе вред, оборвать нить, связывающую живые существа на земле.

Земля - это очень большой голубой шар. Голубой, потому что большая часть планеты занята морями и океанами. Белый цвет - это снежные полюса (там всегда снега и льды). Зеленый цвет - это растительность на нашей планете, леса. Еще есть горы-они обозначаются коричневым цветом.

Наша Земля очень красивая. А знаешь почему?

Земля наша красивая, потому что, она живая.

На ней обитают люди, животные, растут растения.

Давай с тобой вспомним кто обитает в морях и океанах?

Какие растения растут на нашей Земле?

 

Дидактическая игра: "Земля, вода, огонь, воздух"

Взрослый бросает мяч кому-нибудь ребенку, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух.

"Земля" - назвать животное, обитающее на земле.

"Вода" -  название рыб.

"Воздух" - название птиц.

При слове "Огонь" ребенок должен несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

 

Беседа подготовлена с использованием материала

https://www.maam.ru/detskijsad/beseda-s-detmi-zemlja-nash-obschii-dom.html

 

Человек и земля

День Земли. Пинкфонг песни для детей.

Весна и перелетные птицы

Уважаемые родители! Покажите ребятам видео и поговорите с ними о признаках весны, и о перелётных птицах. Если есть возможность распечатайте штриховку , для развития мелкой моторики рук. И пусть ребята немножко позанимаются. Если будет желание можно раскрасить цветными карандашами. А штриховку делайте простым карандашом.

Предлагаем вам стихи для заучивания:


Голубее небо стало,
Зеленей в лесу трава.
Голубей домашних стая
В небе вяжет кружева.
B. Нестеренко

Утро
Солнце на небе всходило,
Солнце филина будило:
Просыпайся, встань, мой друг,
Пляшет вся земля вокруг.
Пляшет белка, пляшет ежик,
Пляшут все, кто только может.
Хорошо в лесу весной -
Встань скорей! Спляши со мной!
Р. Скучайте

Перелетные птицы весной