Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Эти короткие рассказы помогут легко научить ребенка пересказывать тексты.
До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую к содержанию произведения. Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения применяются различные виды пересказа: Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение. Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы. Перед началом пересказа вы составляете план рассказа. Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.
ПРЕДВЕСТНИКИ ВЕСНЫ
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
- Ответить на вопросы: Какая была зима?
- Что наступает после зимы?
- Как греет солнышко весной? Кто прилетел?
- Кого увидели дети?
- Что они закричали?
- Как можно сказать про зиму?
- Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)
- Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое).
ВЕСНА
Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки и уже вот-вот появятся нежно — зеленые листочки. На проталинках уже кое-где появляются первые подснежники. Воздух стал прозрачным и как будто звенящим. Вся природа пробуждается ото сна. Ответить на вопросы:
1. Что тает весной? Что происходит весной с деревьями? Какая одежда подходит для весны?
2. Объяснить значение словосочетаний: Прозрачный воздух. нежно-зеленый цвет. Звенящий воздух. Природа пробуждается.
3. Подобрать прилагательное: Солнце (какое?) яркое, греющее... Воздух (какой?) чистый, прозрачный... Снег (какой?) грязный, рыхлый...
4. Пересказать рассказ.
КАК САША ПЕРВЫЙ РАЗ УВИДЕЛ САМОЛЕТ
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.
Ответить на вопросы:
1.Какое было время года? Что пускал по воде Саша? Что загудело в воздухе? Что Саша спутал с птицей?
2. Подобрать определения к словам: весна (ранняя, поздняя, теплая); самолет (большой, красивый, серебристый); лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
3. Объяснить значение сложного слова самолет. Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др. ).
4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.
ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ
Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
1. Объяснить значение словосочетаний: гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.
2. Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?
3. Образовать множественное число от следующих существительных:
грач — грачи,
гнездо — гнезда,
сук — сучья,
корень — корни,
птенец — птенцы,
дерево — деревья,
ствол — стволы,
пень — пни.
4. Закончить предложения: На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветвях... (сучья).
В гнезде птенец, а в гнездах... (птенцы).
На дворе дерево, а в лесу... (деревья).
МЕДВЕДЬ
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
2. Составить рассказ-описание медведя.
3. Вспомнить загадки про лесных зверей
ЁЖ
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.
2. Ответить на вопросы:
Кто жил в лесу?
Куда приходил еж ночью?
Что он делал с яблоками?
Куда он относил яблоки?
Что еж заготавливал на зиму?
КРОЛИК
Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.
Ответить на вопросы:
- Какой у Миши кролик?
- Какая у кролика шерсть?
- Ушки, хвост?
- Как он грызет морковку?
- Чем его еще кормят?
2. Пересказать текст, ставя существительное кролик и прилагательные к нему во множественном числе.
3. Образовать сравнительную степень прилагательного: Красивый — красивее, мягкий — мягче, длинный — длиннее, добрый — добрее, сильный — сильнее, толстый — толще, тонкий — тоньше, быстрый — быстрее, злой — злее, высокий — выше, низкий — ниже.
ВЕРБЛЮД
В жарких сыпучих песках живет верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить — жир его прокормит.
- Ответить на вопросы:
- Где живет верблюд?
- Почему он может долго быть без еды и питья?
- Где мы можем увидеть диких зверей?
- А ты был в зоопарке?
- Кого ты видел в зоопарке? (Обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т. д. )
2. Образовать прилагательные от существительных типа: шкура льва — львиная шкура; шкура верблюда -верблюжья шкура; шкура медведя — медвежья шкура; шкура лисы — лисья шкура и т. д.
ЛЬВЫ
Живут львы парами — лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа — с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые.
1. Ответить на вопросы:
Где живут львы? Как называются их детеныши? На кого похожи львята?
2. Сравнить тигра и льва: чем отличаются и чем похожи?
3. Назвать детенышей диких животных (льва, тигра, слона, верблюда). Подобрать к названиям зверей формы множественного числа, например: У льва пять львят и т. д.
ДРУЖОК
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.
1. Объяснить значение словосочетаний: стадо овец, отбил овечку.
2. Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе:
Стадо пас... (пастух). Во дворе залаяла... (собака). Стадо пасли... (пастухи). Во дворе залаяли... (собаки). Утром громко пропел... (петух). Рано утром пропели... (петухи).
3. Подобрать названия предметов к названиям действия. Дружок погнался (за кем?) — за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т. д.
СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ.
В. Сухомлинский.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл в лес?
Для чего Оля и Лида пошли в лес?
Что услышали девочки в лесу?
Как Оля поступила с мусором? А Лида?
Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?
Чей поступок вам больше нравится? Почему?
2. Пересказать.
ДОБРАЯ УТКА
В. Сутеев
Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!
1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл гулять?
Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?
Что умеет делать утка с утятами?
Чего не умеет делать курица с цыплятами?
Что придумали птицы?
Почему про утку сказали «добрая»?
Птицы «переплыли речку в полминутки»,что это значит?
2. Пересказать.