Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – вот черты детского поведения.
Мир полон тайн и загадок. И чтобы наши дети учились решать, думать, экспериментировать - предлагаем вам вместе с ними провести занимательные опыты!
Несколько важных советов:
- Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
- Нам важно заинтересовать ребенка, вызвать у него желание самому делать новые опыты
- Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
- Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
- Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
- Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
- Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
- И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание узнавать новое!
«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»
Вам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Что происходит: вода является хорошим растворителем. Она проникает в сахар, смешиваясь с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара) и поднимается вверх по башне.
«НЕВИДИМЫЕ ЧЕРНИЛА»
Многие дети любят фильмы про шпионов, с удовольствием играют в разведчиков. И вероятно многие из ребят захотят научиться делать секретные послания - а потом обмениваться ими втайне от всех.
Вам понадобятся: лимон, блюдце, лист белой бумаги, тонкая кисточка.
Разрежьте лимон пополам. И сильно нажав на него, постарайтесь выжать немного сока в блюдце. Окуная кисточку в сок, рисуем тайное послание. Когда сок высохнет, письмо почти исчезнет. Для того чтобы узнать тайну, нарисованную на этом листе, надо прогладить бумагу горячим утюгом. (Эту манипуляцию проделывают родители!) От тепла бесцветные буквы станут коричневыми.
Из чего еще можно сделать невидимые чернила: яблочный сок; насыщенный раствор обыкновенной питьевой соды; сок лука.
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛЬДА»
Мы все знаем, что вода, замерзая, превращается в лед, но редко задумываемся – какими удивительными свойствами обладает самый обыкновенный лед. С помощью простых, но очень показательных опытов вы сможете рассказать детям об этом.
Вам понадобится: четыре пластиковых стаканчика, фломастер, соль, четыре миски и кусочек меха.
Налейте одинаковое количество воды в каждый стаканчик и сделайте на одном из них отметку уровня воды фломастером. Поставьте стаканчики в морозилку на ночь. Утром посмотрите, изменился ли уровень воды, когда она превратилась в лед?
Теперь предложите ребенку отгадать, где лед растает быстрее: в миске с горячей водой; с холодной водой; в пустой миске или в миске, которая укутана мехом (можно обернуть обыкновенной ватой). Проведите вместе эксперимент. Вы увидите, что лед «в шубе» будет таять медленнее, чем в пустой миске.
Обратите внимание ребенка, что в миске с водой лед не утонул. Хотя большая часть находится под водой, лед хорошо плавает.
А знаете как «помочь» растаять льду?
Посыпьте его солью!
Соленый лед тает быстрее.
Итак, наш лед займет в стаканчике больше места, чем та вода, из которой он сделан. Происходит это оттого, что вода, замерзая, увеличивается. Удивите ребенка, рассказав, что под напором раздающегося во все стороны льда трескается даже крепкий камень и разрывается металл! Неудивительно, что зимой так часто лопаются водопроводные трубы, когда в них замерзает вода.
Вода лучше проводит тепло, чем воздух, именно поэтому лед в пустой миске тает медленнее, чем в миске с водой. Мех не греет, а наоборот препятствует проникновению тепла из воздуха. И наоборот, зимой «шуба» может спасти воду от мороза. Поэтому, чтобы водопроводные трубы не лопались в стужу, их надо отеплять, т.е. окутывать.
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ САХАР»
Предлагаем сделать вместе с детьми еще один простой, но увлекательный эксперимент, демонстрирующий свойства воды.
Вам понадобятся: стакан, две ложки сахара на десять ложек питьевой воды, пищевые красители, фольга и несколько блюдец (их количество равно числу пищевых красителей).
В стакане с водой тщательно размешайте сахар до полного растворения. Положите на каждое блюдце фольгу и налейте по две ложки сладкого раствора. Добавьте красители. Аккуратно перемешайте. После этого оставьте блюдца в теплом месте на три дня. Вода за это время испарится, а у вас останутся кристаллы цветного сахара. Их можно раздробить и перемешать, получится разноцветный сахар.
Что происходит: вода испаряется, а сахар, смешанный с красителем, остается.
«ВЫРАСТИТЬ ДРАГОЦЕННОСТЬ»
Почти все в детстве испытывали восторг от зрелища кристаллов, выращенных своими руками. А ведь сделать это дома, вместе с ребенком – очень просто. Попробуйте создать сверкающие «драгоценности» белого цвета.
Белый кристалл
Вам понадобятся: соль, стеклянная банка, толстые нитки, карандаш.
В очень горячую, но не кипящую воду потихоньку насыпайте соль и хорошо ее размешайте. Ваша задача - сделать очень концентрированный раствор соли, поэтому соль надо добавлять до тех пор, пока она уже не перестанет растворяться. К карандашу привяжите нитку и опустите ее в воду таким образом, чтобы она не касалась ни дна, ни стенок сосуда (карандаш выполняет роль перемычки и лежит на банке). Очень скоро на нитке образуются маленькие кристаллики соли. С каждым днем они будут расти, и увеличиваться в размерах. И через некоторое время у вас будет замечательное «ожерелье».
Что происходит: В горячей воде растворимость соли увеличивается. А при остывании избыток соли выделяется из раствора и оседает в центре, которым является наша нить.
«ДОМАШНЯЯ РАДУГА»
Этими хрупкими и недолговечными созданиями невозможно не любоваться. Они очаровывают, притягивают взгляды и вызывают улыбку и у взрослых, и у детей. А сам процесс их создания всегда похож на маленькое чудо. Научите своего ребенка делать великолепные, необычные и удивительные мыльные пузыри – и вы увидите настоящий восторг в его глазах.
Вам понадобятся: дистиллированная вода, простое хозяйственное мыло (или, что еще лучше – жидкость для мытья посуды), сахар, желатин, проволока.
Настрогайте мыло ножом и растворите в теплой дистиллированной воде. Концентрация мыла должна составлять 15-20%. Можно растворить в воде жидкость для мытья посуды типа Fairy.
Не используйте воду из-под крана, она содержит большое количество солей и из-за этого пузыри получаются очень хрупкими. Добавьте в мыльный раствор смесь сахара с желатином (можно использовать глицерин), этим вы продлите жизнь мыльному пузырю. Теперь возьмите проволоку и отрежете от нее несколько кусочков разной длины. На конце каждого сверните петлю – так чтобы их диаметры отличались. Можно сделать несколько рамок разной формы - квадратной, овальной, в виде звездочки, банана, цветка и т.д. Необходимое условие в этом случае - замкнутость каркаса.
После этого можно преступать к самому главному: окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Вместе с ребенком наблюдайте, как пленка растягивается и превращается в пузырь. Сначала мыльные шарики легко поднимаются вверх, переливаясь всеми цветами радуги, а потом медленно опускаются вниз. Поэкспериментируйте с рамками разной геометрической формы, и посмотрите, какие из них фигуры получаются.
Что происходит: Жизнь пузыря зависит от его влажности и для того, чтобы мыльная пленка как можно дольше не высыхала в раствор добавляют сахар с желатином. Эта смесь смягчает воду и замедляет процесс разрушения пузыря.
Мыльный пузырь представляет собой две тончайшие мыльные пленки, между которыми находится вода. Световые лучи, проходя через такое «сооружение», преломляются и отражаются. Поэтому нам, кажется, что пузыри разноцветные.
«РАСТИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ»
Эти опыты демонстрируют, что для жизни растений нужны определенные условия. Поскольку они требуют довольно длительного времени, можно вести дневник наблюдений. Процесс прорастания, изменения цвета и формы растений станет потрясающим приключением для вашего ребенка, а кроме того, воспитает внимательность, любовь к природе.
«ИЗ ЗЕРНЫШКА»
Вам понадобится: семена растений (лучше всего взять фасоль), вата, три стеклянных банки, земля.
В блюдце с ватой положите несколько фасолин, налейте воды и поставьте на подоконник. Через несколько дней из фасолинки проклюнутся стебель и корешок.
Теперь наполните стеклянные банки землей и аккуратно посадите туда проросшие семена. Постарайтесь сделать так, чтобы фасолины были прижаты к стеклу – тогда вы сможете вместе с малышом наблюдать за происходящими изменениями. Для чистоты эксперимента посадите несколько фасолин «вверх ногами» (корешком вверх, стебельком вниз). Посмотрите через несколько дней, что произошло. Не забудьте полить наши растения. Очень быстро из земли появятся первые стебельки, еще через некоторое время на стеблях вырастут листья, а внизу появятся новые корешки.
Предложите ребятам провести следующий эксперимент: пометьте ярлыками с цифрами наши банки (№№ 1, 2, 3). Первую банку поставьте на подоконник и поливайте его раз в три дня. Вторую тоже поместите около окна, но не поливайте. А растение под номером три определите в темный шкаф и поливайте его, как и первое, раз в три дня. Через две - три недели рассмотрите с детьми, как изменились растения, какое из них выросло лучше.
Свет и тень
Из самоклеющейся бумаги вырежьте небольшую фигурку и приклейте на большой лист растения. Через неделю снимите бумагу и посмотрите, что осталось на листе.
Что происходит: Растениям необходимы вода, свет и почва. Если эти три условия выполнены, стебель тянется вверх и листья становятся зелеными. Именно поэтому росток в первой банке будет расти активнее всех.
У перевернутой «вверх ногами» фасолины через несколько дней стебель изогнется вверх и будет тянуться к солнышку, а корешок поменяет свое направление и будет расти вниз, к земле и воде.
А необходимость солнечного света демонстрирует опыт с заклеиванием части листа. Бумажная фигурка не пропускает солнечные лучи. Без света листья желтеют, поэтому через неделю на нашем большом листе появится силуэт вырезанной фигурки.
«ПЕСОК, ГЛИНА»
1. Сыпучесть
Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.
2. Сравнение частичек песка и глины
Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины: в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
3. Как песок и глина пропускают воду
Оборудование: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной
Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.
Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
4. Как песок и глина сохраняют форму
Оборудование: Мокрые песок и глина, доска для лепки
Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
5. Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает
Оборудование: Две воронки в одной песок, в другой глина, два пустых стакана и стакан с водой
Берем две воронки в одной песок, в другой глина ставим в стакан наливаем воду и наблюдаем: в стакане с песком вода появляется быстро, а глина воду не пропускает
6. Барханы
Оборудование: блюдо с песком, резиновый шланг
Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать, со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.
Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.