МБДОУ г. Мурманска №89

г. Мурманск, ул. Александра Невского, 77

Телефон

(8152) 43-60-01, 43-33-18

Эл. почта dou89murmansk@yandex.ru

 

 

 

МБДОУ г. Мурманска № 89

 

 

 

ЭКСПРЕСС – СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

1. Забудьте про телефон! КАК?

Исключите мультики и игры на телефоне. Сразу и кардинально!

Откажитесь от гаджетов сами. Будьте примером для своих детей. Пользуйтесь техникой реже, особенно при ребенке. Вместо этого вместе играйте, читайте, гуляйте!

2. «Выкиньте стол!»

Стол ограничивает моторику и воображение.  Все игры перенесите в пространство! На полу - лабиринт, парковка, кубики, «бродилки». На стене - ватман для рисования, фетровый театр. На улице – мелки, мяч, скакалка. Больше фантазии!

3. Заведите домашнее животное

К такому шагу готов не каждый родитель. Поэтому не обязательно заводить кошку или собаку. Можно остановиться на черепахе или хомячке. Доверьте ребенку часть забот по уходу за животным. Отличное решение, если у ребенка мало друзей.

4. Идите в бассейн!

  • Вода – это релаксация тела (уменьшает агрессивность и тревожность)
  • Плавание упражняет мышцы, используемые в речевом производстве
  • Отличное закаливание!

Материал подготовила

Сенюткина Н.В.,

 учитель-логопед

42 ЯРКИХ ВОПРОСА РЕБЕНКУ

Как часто вы разговариваете с детьми о них самих? А Вы знаете, что Ваш ребенок думает о взрослых? А чему он хочется научиться? А когда он особенно счастлив? А какой у него самый любимый праздник? А самый незабываемый день?

А еще – как развивается, чему учится, что начинает понимать. Для этого можно проводить эдакий опрос раз в год. А потом сравниваю ответы… Это ТАК интересно! :) И полезно очень!

Хотите незабываемо теплый и веселый семейный вечер?

Позадавайте своему ребенку вопросы.

Вас ждет много открытий :)

Добавляйте и придумывайте свои!

1. Легко ли быть ребенком?

2. Легко ли быть взрослым?

3. Где живут сны?

4. А когда ты не спишь, где они?

5. Почему люди читают книги?

6. Кем хочешь быть, когда вырастешь?

7. Если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты сделала?

8. Каким должен быть лучший друг?

9. Как можно наказывать детей и за что?

10. Чему бы ты хотел научиться?

11. Почему люди болеют?

12. Как бы ты хотела, чтобы тебя баловали?

13. Хотела ли бы ты иметь брата или сестричку? Почему?

14. Твоя самая любимая игра? Как в нее играть?

15. Чего ты больше всего боишься?

16. Какой праздник ты любишь больше всего? Почему?

17. Почему люди обижаются? (Что может тебя обидеть?)

18. Что такое плохое и хорошее настроение?

19. Какой герой мультфильма (сказки) тебе нравится больше всего? Почему?

20. Чем мальчики отличаются от девочек?

21. С кем тебе больше нравится дружить с мальчиками или с девочками? Почему?

22. Что ты любишь больше всего?

23. Что ты не любишь?

24. О чем мечтаешь?

25. Какая еда самая-самая вкусная на свете?

26. Что ты находишь удивительным в мире вокруг?

27.Что ты считаешь чудом?

28. Есть что-то такое, что ты не сделала и теперь жалеешь?

29.Что ты хочешь сделать в скором будущем?

30. От чего ты можешь заплакать?

31. Где тебе хорошо?

32. Что бы могли родители сделать для тебя, чтобы ты была счастливее?

33. Какой у тебя был простой день, не праздник, когда ты была счастлива?

34. Где лучше – когда ездишь куда-то или дома?

35. Когда ты совсем одна, то что ты делаешь?

36. Чего тебе не хватает?

37. Если бы ты могла что-то поменять в нашей семье, то что?

38. За что ты обижаешься на родителей?

39. За что ты любишь родителей?

40. Если бы ты могла помочь каким-то другим людям, что бы ты сделала?

41. Какой ты видишь себя через 10 лет?

42. Каким должен быть муж (жена)?

Как правильно держать ручку во время письма

Как правильно держать ручку во время письма

Ручку или карандаш нужно положить на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав сверху большим и сбоку – указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца. Захватить ручку таким образом, чтобы ее нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка – наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш
Возьмите салфетку и разделите ее пополам.

Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем.

Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш.

Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.

Как развивать навыки письма и мелкую моторику

Научить ребенка правильно держать ручку еще недостаточно. Для выработки почерка и координации письма нужно проделывать нехитрые упражнения, которые станут своего рода забавой для него:

  • вырезать из бумаги фигурки при помощи ножниц;
  • нанизывать на нитку бусинки;
  •  лепить из пластилина, теста;
  • завязывать узелки на нитках и веревках различной толщины;
  • разукрашивать рисунки кистью, карандашами, фломастерами;
  •  рисовать по клеточкам;
  •  обводить фигуры по контуру;
  • делать пальчиковую гимнастику (повторять движения взрослых под чтение стишков).

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

  • Сидим прямо.
  • Ноги вместе.
  • Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
  •  Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
  •  Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
  • Оба локтя лежат на столе.

Можно выучить маленький стишок, который необходимо повторять каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:

 «Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать.»

Вот у нас игра какая!

Потрясающая зарядка для мозга.

Отлично подходит для детей старше 4 лет.

Формирует:

  • переключение;
  • зрительно - моторную координацию;
  • ориентацию в собственном теле;
  • чувство ритма.
     

Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка,
Хлоп, другая!
Правой правую ладошку
Мы пошлепаем немножко.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом
Левой правую побьем.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам - шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим!


Автор - Лопухина И.С.

Готовимся к школе

Родителей будущих первоклассников волнует вопрос, готов ли их ребенок к школе? Ведь очень важно не просто отдать малыша в первый класс, а сделать это вовремя – когда ребенок будет готов к посещению учебного заведения морально и достаточно развит для этого.

Ошибка в определении готовности ребенка может стоить дорого:

  • нежелание посещать учебное заведение;
  • отказ учить уроки;
  •  депрессивное состояние;
  •  неуправляемое поведение.

Чтобы избежать неприятностей и предупредить психологическую травму у ребенка, родителям следует очень внимательно отнестись к вопросу соответствия уровня его знаний и навыков современным требованиям.

К настоящему времени сформирован целый список того, что должен знать и уметь будущий первоклассник:

  • Уверенно называть свое фамилию, имя и отчество;
  • Дату своего рождения;
  • Домашний адрес;
  • ФИО мамы и папы (бабушек, дедушек и других родственников – по желанию);
  • Место работы родителей;
  • Известных в стране поэтов и писателей;
  • Праздники;
  • Различать понятия: «вперед – назад», «право – лево»;
  • Дни недели;
  • Цвета и оттенки;
  • Времена года (с месяцами);
  • Правила движения на дороге;
  • Различать домашних и диких животных, называть их детенышей;
  • Называть садовые, лесные, полевые цветы;
  • Называть перелетных и зимующих птиц;
  • Отличать фрукты от овощей;
  • Знать профессии;
  • Называть виды транспорта и способ его передвижения;
  • Пересказывать услышанное;
  • Отвечать на вопросы;
  • Составлять рассказ по картинке;
  • Придумывать сказки;
  • Рассказывать стихи наизусть;
  • Описывать по памяти;
  • Копировать текст и рисунок;
  • Заканчивать предложения;
  • Находить лишний предмет, рисунок, слово, букву;
  • Разгадывать загадки;
  • Считать от 0 до 10 и обратно;
  • Знать состав чисел;
  • Различать понятия «больше», «меньше»;
  • Знать фигуры;
  • Писать в клеточках;
  • Знать буквы, отличать их от звуков;
  • Определять первый и последний звук в слове;
  • Подбирать слова на предложенный звук;
  • Знать, когда заканчивается предложение;
  • Обводить по контуру;
  • Держать ручку.

Подготовка к школе: развивающие задания для детей по чтению

Если ребёнок умеет читать, можно предложить ему игры:


Игра «Найди слово». Предложите ребенку отыскать определенное слово в небольшом незнакомом тексте. Причем сделать это нужно за определенное время (например, за одну минуту).

«Громко, тихо, про себя». Попросите ребенка читать то тише, то громче, то про себя. По вашим указаниям он должен как можно быстрее переключаться от одного вида чтения к другому. Следите, чтобы при этом не менялся темп чтения.

«Слоги на карточках». Напишите на карточках слоги таким образом, чтобы из них можно было составить слова. Попросите ребенка помочь потерявшимся слогам отыскать своих друзей и собраться в слова. Играйте в игру ежедневно, постепенно добавляя новые слоги.

«Гласные – согласные». Пусть ребенок за 30 секунд назовет или напишет, как можно больше согласных букв, а затем гласных.

«Ответы на вопросы». Заготовьте несколько простых вопросов по тексту. Предложите ребенку найти ответы на эти вопросы во время прочтения текста.

«Чтение с помехами». Научите ребенка читать независимо от окружающей обстановки. Включайте ненадолго во время чтения музыку или телевизор. Добейтесь того, чтобы ребенок, не обращая внимания на изменение звукового фона, продолжал читать.

«Размер букв». Чтение текстов с разными шрифтами не должно быть проблемой для ребенка. Для этого ежедневно предлагайте ему самостоятельно печатать и читать буквы разного размера.

«Слова – перевертыши». Покажите ребенку слова, которые меняют смысл при прочтении их наоборот: «кот – ток», «воз – зов» и т.п. Объясните, что читать всегда нужно слева направо.

«Чтение сквозь зубы». Усложните привычное ежедневное чтение необычным веселым заданием: ребенок должен читать, не размыкая зубы. После прочтения текста, необходимо пересказать его.

«Пропустили букву». Напишите 5 – 10 знакомых ему слов, в каждом из которых пропустите по одной букве. Попросите будущего первоклассника вставить пропущенные буквы в слова.

«Похожие слова». Напишите несколько пар похожих по написанию, но различных по значению слов: «кот – кит», «рука – река», «дом – дым». Попросите ребенка прочитать пары и объяснить значение каждого слова.

«Чтение за минуту». Предлагайте ребенку ежедневно читать «на скорость» один и тот же текст. Обращайте внимание, что каждый день он читает все быстрее и четче, и за отведенную минуту продвигается все дальше. Для наглядности лучше использовать песочные часы.

Подготовка к школе, развивающие задания для детей по письму

Самые большие трудности у всех без исключения первоклассников возникают при выполнении графических заданий. Происходит это по трем причинам:

  • недостаточный интерес ребенка;
  • незрелость мускулатуры кистей;
  • неопытность.

 «Лабиринт». Предложите ребенку найти выход из лабиринта мышке, убегающей от кота, или зайчонку, отставшему от своей мамы. При помощи ручки или карандаша нужно указать зверушке верный путь.

«Дорисуй рисунок». Нарисуйте букет цветов и предложите малышу дорисовать вазу для букета, в пустой аквариум пусть поселит рыбок, в доме нарисует дверь. Чем больше подобных заданий выполнит ребенок, тем увереннее он будет держать в руках карандаш.

«Рисунок по точкам». Попросите ребенка соединить точки между собой таким образом, чтобы получился рисунок. Если у ребенка возникнут сложности при выполнении этого задания, подскажите ему.

«Штриховка». Просите ребенка выполнять любые упражнения, где необходимо заштриховать рисунок. Эти задания обязательны для отработки графических движений. Во время выполнения следите, чтобы линии направлялись сверху вниз, слева направо.

Развивающие задания для детей по письму «Обводилки». Предложите ребёнку обводить по пунктиру: веселые детские картинки, буквы и их элементы.

 

 

ВАЖНО: Развитию мелкой моторики у детей способствуют лепка, игры с мозаикой, конструктором, бусами, пальчиковая гимнастика.

Подготовка к школе: развивающие задания для речевого развития детей

 «Экспромт». Подготовьте 5 – 7 карточек с изображенными на них знакомыми ребенку ситуациями или действиями. Разложите перед ребенком карточки рисунком вниз. Предложите ему выбрать любую карточку и попросите придумать по ней рассказ. Чтобы ребенку было интересно, можно привлечь к выполнению задания других членов семьи и устроить конкурс на лучший рассказ.

«Ассоциации». Покажите ребенку картинку, на которой изображено какое-либо знакомое ему действие (птицы улетают на юг, женщина покупает хлеб, дети идут в садик и т.п.). Попросите ребенка назвать слова, которые ассоциируются у него с изображением на картинке.

Игра в прилагательные. Попросите ребенка образовать прилагательные из предоставленных слов, ответив на вопросы: «какой», «какая», «какое»?

  • Свет (светлый, светлая, светлое)
  • Дом (домашний, домашняя, домашнее)
  • Дерево (деревянный, деревянная, деревянное)
  • Железо (железный, железная, железное)
  • Снег (снежный, снежная, снежное)
  • Песок (песчаный, песчаная, песчаное)

Синонимы и антонимы. Попросите ребенка подобрать похожие и противоположные по значению слова к произвольно взятым прилагательным.

Подготовка к школе: развивающие игры

«Назови номер». Во время прогулки просите ребенка называть номера домов и проезжающего транспорта, обозначенные на табличках.

«Сколько деревьев?» Вместе считайте все деревья, которые попадаются вам на пути во время прогулки. Также можно считать проезжающие мимо автомобили, все или определенного цвета (размера, марки).

«Кто поменялся местами?» Поставьте перед ребенком 8 – 10 мягких игрушек, попросите его внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время поменяйте местами несколько игрушек. Когда ребенок повернется, пусть попробует угадать, кто поменялся местами.

«Любимый мультик». Посмотрите вместе с ребенком его любимый мультфильм. Задайте вопросы по его содержанию, попросите ребенка рассказать, о чем он.

«Сказка для бабушки». Прочитайте ребенку сказку. Попросите рассказать бабушке (папе, тете, сестричке) о чем эта сказка, описать героев, их внешность и характер.

Подготовка к школе: развивающие упражнения

Развивающие упражнения с дошкольниками можно выполнять не только в тетради, сидя за письменным столом, но и на улице. Уроки на свежем воздухе придутся по душе и запомнятся надолго каждому ребенку.

«Времена года».

  • Прогуляйтесь с ребенком по осенней аллее. Покажите будущему школьнику разноцветные листья разных деревьев. Расскажите о временах года и тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением осени, зимы, весны и лета. Пусть ребенок выберет несколько красивых листьев и сохранит их дома, между страничками толстой книги. Когда листочки высохнут, пусть ребенок обведет их по контуру на листе бумаги и раскрасит.
  • В снежные зимние дни выходите вместе кормить воробьев и синичек. Расскажите ребенку о зимующих и перелетных птицах. Дома попросите нарисовать тех птичек, которые понравились больше всего.
  • Весной покажите ребенку первые распустившиеся цветы. Расскажите, что цветы бывают полевые, лесные, садовые. Попросите выполнить звуковой анализ слов: «роза», «подснежник», «лютик», «незабудка».
  • Во время летних прогулок обращайте внимание ребенка на повышение температуры на улице. Объясните, что бывает летняя и зимняя одежда. Пусть ребенок назовет одежду, которую нужно надевать летом, осенью, зимой и весной. Дома попросите ребенка нарисовать лето.

«Аппликация из крупы и макарон». Предложите ребенку сделать аппликацию при помощи риса, гречки, макарон, манки, гороха и других круп. Подобные упражнения хорошо развивают мелкую моторику. В работе используйте клей ПВА.

«Снежинки». Научите ребенка вырезать снежинки. На сложенном в 4 и 8 раз листе бумаги попросите его вырезать разные геометрические фигуры. Разверните снежинки и оцените результат.

 

Так же важна психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе, которую определяет психолог, на основе проведённых тестов.

Если психолог после проведения тестов придет к выводу, что ребенку нужно остаться в саду еще на год, родителям следует прислушаться к мнению специалиста. Возможно, этот год многое изменит в жизни ребенка, за это время он осознает свою роль в школе, проявит интерес к получению знаний.

Ссылка на сайт:

https://heaclub.ru/kak-nauchit-rebenka-bukvam-uchim-bukvy-igraya-kak-uchit-bukvy-dlya-detej-3-4-5-6-let-i-dlya-malyshej-izuchenie-alfavita-igry-video

ВКУСНАЯ ЛОГОПЕДИЯ или НЕСКУЧНЫЕ ИГРЫ

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;3- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению.

1. Оближи язычком губки с вареньем или джемом.

2. Удержи на плоском язычке кусочек мармеладки.

3. Слижи языком с тарелки мёд, покажи, как киска лакает молоко из миски.

4. Приклей кусочек ириски, конфетки за зубами сверху или внизу.

5. Достань язычком конфетку или ягодку слева и справа, голова на месте!

6. Сделай "чашечку" из язычка и удержи в ней, конфетку, водичку чтобы не разлить, не уронить.

7. Удержи маковую соломку.

8.Язычком слизать сахарную пудру с пышки (выполняя круговые движения язычком).

9. Слизать сахар с дольки лимона.

10. Лижем чупа - чупс, не кусаем.

11. Пить из соломинки или удерживать губками ту же соломку

12.Прячем ягодку за щекой, перекатывая из одной щёчки в другую.

13. Дуем на горячий чай, щеки не надуваем!

14. Плюем косточки арбуза с кончика языка, (или от ягод с косточками, лучше прямо на грядке).

15. Губами отрываем хвостик от клубники.

16.Отрываем ягодки с грозди смородины, винограда, вишни губами

17. Просунь кончик языка в отверстие сушки ( приставь сушку слева, справа, снизу. сверху).

18. Просунь губки сделанные " хоботком" в отверстие сушки.

19. Какое-нибудь зёрнышко (кукурузы) или ягодку круглую достаём язычком из-за щеки. Или прячем под язык без рук, языком.

Учим буквы

С какого возраста начинать учить буквы?

  • Учить нужно тогда, когда у ребенка уже будет возможность заниматься чтением. Смысл этого заключения в том, что ребенок может выучить буквы и в 1,5 года. Но это будет просто заучивание, которое забудется очень быстро, если его не применять нигде. Ребенок в этом возрасте еще не понимает, что это часть слова. Для него это что-то, что повторяет мама и он должен повторить.
  • По этой причине оптимальнее будет учить ребенка буквам с 4 лет. Не торопясь, занимаясь с ребенком, вы придете к чтению слогов.
  • Не принуждайте ребёнка к обучению. Показывайте ему буквы и говорите, что это. Произносите звуки. А когда малыш будет готов, он и начнет повторять сам
  • Но если ребенок очень хорошо развит, умеет говорить и просит вас научить читать, или вы видите его желание понять какие-то надписи — значит ваш ребенок готов к обучению
  • Но это не означает, что вы должны тут же устроить ему серьезные занятия с экзаменами. Нет. Возможно, после начала обучения вы увидите, что ребенку сложно, он злится, не понимает. Не настаивайте. Если желание у малыша пропало — подождите.

Как легко выучить с ребенком буквы?

Чтобы изучение букв не было сложным и напряженным для вашего ребенка, а результат был эффективным, следуйте советам:

  • Изучайте буквы, играя.
  • Озвучивайте букву правильно. Не говорите на букву «м» — «эм», на букву «п» — «пэ» и так далее. Произносите буквы так, как они звучат: «м», «п», «с» и так далее. То есть произносите коротко один звук. Почему так? Чтобы ребенок не испытывал впоследствии трудностей в чтении. Иначе слово «папа» ребенок захочет прочитать «пэапэа». И когда вы начнете объяснять, что читать нужно именно «папа», ребенок не поймет, почему. Ведь буква «п» это «пэ».
  • Не пытайтесь заучивать с ребенком сразу весь алфавит. Во-первых, выберите для начала гласные. Во-вторых, берите 2 буквы и учите их на протяжении недели, закрепляя каждый день результат в игровой форме. Только после этого приступайте к новым.
  • После изучения букв, достаточных для составления простого слова — начинайте составлять слова. Так ребенок очень быстро выучит и буквы и начнет учить слоги. Составление слов актуально для детей от 4 лет.
  • Всегда давайте понять ребенку, что буква что-то означает. То есть при обучении букве «а» говорите: «А-арбуз». Так ребенок начнет видеть связь буквы и слова. Но действовать этот метод начнет лишь после 3 лет. До этого возраста малыш просто не будет видеть никакой связи.
  • Ассоциации. Помогут выучить буквы даже самым маленьким.
  • Рисуйте, лепите, разукрашивайте, пишите, обводите буквы, выкладывайте их форму любыми подручными материалами. Все это будет интересно малышу, и он сам того не замечая запомнит буквы.
  • Одним из пассивных способов изучения букв будут развешанные буквы в комнате ребенка или в квартире в целом. Вырежьте большие буквы и повесьте несколько в разных местах. Иногда говорите ребенку, что это за буква. Не наседайте с постоянными повторениями. Ребенок и так запомнит их, сам того не осознавая. Через неделю смените на другие. Эффективнее будет, если букву вы будете вешать на предмет, который начинается с этой буквы. Так буква будет восприниматься ребенком, как часть чего-то.
  • В 5-6 лет ребенок уже отлично понимает связь буквы и слова. Все игры будут сводиться к построению слов. Купите буквы-магнитики и складывайте из них слова.
  • В помощь в таком возрасте обязательно придет книга-букварь. Там вы и увидите картинки и прочитаете ребенку занимательные стихи.
  • Заучите букву и попросите ребенка собрать по дому вещи, которые он видит на выбранную букву. За каждую вещь можете предложить небольшой вкусный сюрприз. Так ребенку будет веселее и интереснее.

 

ВАЖНО: Все дети разные. Попробуйте разные способы запомнить буквы и выберите подходящий для вашего ребенка!

Учим буквы играя.

Игра — это любимое занятие ребенка. Он всегда будет согласен играть и получит массу приятных удовольствий. А изучение букв в игровой форме будет неназойливым и непринужденным.

Игра 1. Кубики.

  • Самая простая и незатейливая игра
  • Купите кубики с буквами и изображениями на каждую букву. Кубики могут быть мягкие, пластмассовые, деревянные
  • Просите ребенка отыскать предмет, после чего хвалите ребенка и говорите: «Молодец. Показал арбуз. А-арбуз.» При этом показывайте и на букву
  • Или разбросайте кубики по комнате и просите найти кубик с арбузом. Слова при нахождении те же.

Игра 2. Аппликация.

  • Распечатайте и вырежьте с ребенком буквы размером где-то 10 см в высоту и 7 в ширину.
  • Предложите ребенку выбрать, чем будете делать аппликацию: крупа, макароны, ткань, вата.
  • Выбрав материал садитесь вместе с ребенком, наносите клей на буквы и с помощью малыша наклеивайте материал.
  • При этом повторяйте, что вы будете украшать букву «А»
  • После наклейте бумажно-крупяную букву на картон для сохранения формы
  • Пусть ребенок сам выберет место для аппликации
  • Но место должно быть не скрытым. Ребенок должен видеть букву ежедневно

Игра 3. Прятки.

  • Распечатайте каждую букву в двух экземплярах.
  • Выберите первую игровую букву. Предположим «О»
  • Одну оставьте у себя.
  • Второй экземпляр положите куда-либо так, чтобы ребенок нашел ее.
  • Несколько других букв также положите в разные доступные и видные места.
  • Покажите ребенку букву, назовите ее и попросите найти.
  • Когда ребенок пойдет искать, следуйте за ним и при необходимости подсказывайте.
  • Ребенок не должен расстраиваться, что не может найти, иначе такой метод станет для вашего малыша неинтересным.
  •  

Игра 4. Правильный выбор.

  • Игра уже скорее на закрепление.
  • Распечатайте картинки с буквами.
  • Разложите перед ребенком и просите показать нужную букву.
  • Найдя букву можно показывать предмет, начинающийся на эту букву.
  •  

Игра 5. Кто быстрее.

  • В игре хорошо участвовать двум детям или взрослому и ребенку.
  • Разбросайте на полу несколько одинаковых букв.
  • По команде участники должны приносить буквы.
  • Хвалим каждого.
  • Обязательно повторяем звук буквы каждый раз.
  • Можно подбадривать участников словами или лозунгами типа «Букву А найди скорей, а ну давай-ка побыстрей!».

Игра 6. Сюрпризы в мешке.

  • Сложите в непрозрачный мешок предметы, которые будут начинаться с изучаемой буквы.
  • Например,: бегемот, бык, барабан, будильник
  • Заинтригуйте своего ребенка.
  • И давайте ему по очереди доставать игрушки, проговаривая название каждого.

Учим буквы через ассоциации.

  • Для каждой буквы, которую вы изучаете, придумайте ассоциацию: на что похожа буква или кто издает такой звук.
  • Если видите, что некоторая ассоциация не срабатывает у ребенка, то временно отложите букву в сторону.
  • Через некоторое время вернитесь к букве уже с другой ассоциацией.
  • Ассоциации хороши тем, что ребенок быстро их запоминает и вам не придется повторять ему букву сотню раз.

 

Некоторые ассоциации.

Буква Б.

  • Буква Б — это бегемотик, который хорошо покушал и у него стал большой животик
  • Можно попытаться придумать рифмованные строки типа «Бегемотик» наш поел, походил, устал и сел».
  • При этом демонстрируйте все действия, которые делает бегемот.

Буква Д.

  • Похожа на домик.
  • Возьмите маленькую мягкую игрушку и садите ее в домик.

Буква Ж.

  • Вырезать букву из картона и сказать, что это жучок.
  • Показать, как ползает и жужжит «ж-ж-ж-ж».
  • Предложите ребенку приклеить жучку глазки.
  • Дайте ребенку самому поползать с жуком или прокатить его на машине.

Буква О.

  • Буква О похожа на ротик ребенка, который плачет и кричит «о-о-о-о-о».
  • Дорисуйте ротику зубки и язык.

Буква С.

  • На букву С сыпется песок.
  • Вырежьте букву из картона.
  • Сыпьте на нее песок или манку аккуратно, как бы зарисовывайте букву песком.
  • Говорите при этом «Песочек сыпется с-с-с-с-с-с-с».

Буква Т. 

  • Вырежьте из картона.
  • Буква Т похожа на молоток.
  • Издает звук «тук-тук».
  • Постукивайте молоточком по полу и дайте ребенку повторите за вами, произнося «тук-тук».

Буква Х.

  • Буква Х похожа на пересечение двух дорог.
  • Возьмите кукол или своими пальцами изображайте хождение по дороге.
  • При этом говорите рифмованный строки.
  • Например: «Ходим-ходим по дорожке, у меня устали ножки. До конца сейчас дойдем, а после сядем, отдохнем».

Буква Ш.

  • Похожа на змейку, которая ползет и издает звук «ш-ш-ш-ш».
  • Ползайте со змеей по полу и не забудьте нарисовать голову с глазками и языком.

 

Как ещё можно выучить буквы!

Пишем буквы

  • Если вы решили учить ребенка буквам, то сразу после обучения части букв приступайте к написанию.
  • Ребенок должен понимать, что буквы нужны для написания слов.

Где, чем и как писать?

  • Карандашом, ручкой, фломастером на бумаге.
  • Мелом на доске или асфальте.
  • Красками на бумаге.
  • Палочкой на песке.
  • Пальцам на муке или манке.
  • Выложить буквы камушками на асфальте.

Лепим буквы

  • Если буквы после озвучивания вы будете с малышом лепить, то запомнятся они быстрее.
  • Лепить можно из соленого теста или пластилина.
  • Слепив букву, ее можно украсить фасолью, горохом, бусинами или просто разукрасить.

Разукрашиваем буквы

  • Разукрашивать можно буквы, которые вы распечатали, написали, вырезали, написали на асфальте или доске, слепили из пластилина, вы сделали из манки, наклеив ее на картон.
  • Разукрашивать можно: фломастерами, мелками, пальчиковыми красками, карандашами, ручками, гуашью.
  • Можно распечатать буквы, рядом с которыми будут предметы, название которых начинается с этой буквы.

Обводим контуры букв

  • Вырезаем букву.
  • Кладем на лист бумаги или картона.
  • Обводим. Если ребенок сам еще не может, то берите его ручку и обводите.
  • Обводить можно точечками, штрихами, прямыми линиями.
  • После обводки контур можно выложить камушками, фасолью, макаронами.

Делаем Печенье из букв

  • К 4 годам, особенно у девочек, появляется огромный интерес помогать маме выпекать вкусности. Воспользуйтесь этим интересом. Если у вас есть любимый рецепт печенья, то используйте его.
  • Тесто должно быть эластичным и не липким.
  • Вместо привычных звездочек или кружочков, вырежьте буквы и отправьте выпекаться.
  • Украсить можно кокосовое стружкой или помадкой.
  • Испеките несколько букв в нескольких экземплярах, чтобы можно было сложить простые слова: мама, папа, баба.
  • Ребенок с удовольствием поиграет с печеньем, после чего благополучно его скушает.
  • Для упрощения можно купить готовое печенье в магазине.

Листаем книги, журналы

  •  Для закрепления изученных букв можно использовать книги и журналы.
  • Для изучения они не очень подходят, так как глаза ребенка будут разбегаться, ему будет сложно сконцентрироваться на конкретной букве.
  • Показывайте буквы, которые ребенок уже знает, если они выделены как-то на странице или написаны крупным шрифтом.
  • Или спросите ребенка, где же буква «А». Если ребенок найдет букву, он будет очень рад.
  • Если у него не получается, делайте подсказки, говорите, что изображено рядом
  • Буквы должны быть довольно крупными, не заставляйте ребенка всматриваться в мелкий шрифт
  • Не всегда обучение дается ребенку легко. Без вашего подбадривания ребенку скоро надоест этот процесс, особенно если он будет совершать ошибки.
  • Всегда хвалите ребенка за успехи, даже в случае не совсем идеального запоминания, понимания и ответа.

Ссылка на сайт: https://heaclub.ru/kak-nauchit-rebenka-bukvam-uchim-bukvy-igraya-kak-uchit-bukvy-dlya-detej-3-4-5-6-let-i-dlya-malyshej-izuchenie-alfavita-igry-video

Учим буквы

Обучающий Мультфильм. Прописи для детей:пишем буквы

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык - умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение - речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача - овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка.

Как же родители могут помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка? В первую очередь, как уже было сказано выше, не стесняйтесь беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что вы делаете и говорите, и стремится подражать вам.

Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен. Не стоит проводить обучение в виде долгих лекций - играйте с ребенком, общайтесь с ним. Ваши внимание и забота значат для него куда больше, нежели диплом по педагогике.

Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки - необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.

Играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.

Предлагаем вашему вниманию дидактические игры по развитию речи:

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

  • Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)
  • Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)
  • Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в   салатницу)
  • Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)
  • Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
  • Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)
  • Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
  • Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
  • Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись то собаки)

«Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)

Родитель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова» (активизация словаря)

  • Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
  • Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
  •  

«Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а ты - о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой - тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой - красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого - один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах - узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот надевают  для работы в мастерской».

 

«Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

«Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве ... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

 

«Назови части предмета» (обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Взрослый показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

Ребенок называет части предметов.

При подготовке материалов использованы сайты:

Библиотека Кузмина https://www.pkdb.ru/gk-chitateliam/sovety-roditelyam/4609-razvitie-rechi-u-doshkolnikov.html

Бебиблог https://www.babyblog.ru/user/170587/2811153