Родителей будущих первоклассников волнует вопрос, готов ли их ребенок к школе? Ведь очень важно не просто отдать малыша в первый класс, а сделать это вовремя – когда ребенок будет готов к посещению учебного заведения морально и достаточно развит для этого.
Ошибка в определении готовности ребенка может стоить дорого:
- нежелание посещать учебное заведение;
- отказ учить уроки;
- депрессивное состояние;
- неуправляемое поведение.
Чтобы избежать неприятностей и предупредить психологическую травму у ребенка, родителям следует очень внимательно отнестись к вопросу соответствия уровня его знаний и навыков современным требованиям.
К настоящему времени сформирован целый список того, что должен знать и уметь будущий первоклассник:
- Уверенно называть свое фамилию, имя и отчество;
- Дату своего рождения;
- Домашний адрес;
- ФИО мамы и папы (бабушек, дедушек и других родственников – по желанию);
- Место работы родителей;
- Известных в стране поэтов и писателей;
- Праздники;
- Различать понятия: «вперед – назад», «право – лево»;
- Дни недели;
- Цвета и оттенки;
- Времена года (с месяцами);
- Правила движения на дороге;
- Различать домашних и диких животных, называть их детенышей;
- Называть садовые, лесные, полевые цветы;
- Называть перелетных и зимующих птиц;
- Отличать фрукты от овощей;
- Знать профессии;
- Называть виды транспорта и способ его передвижения;
- Пересказывать услышанное;
- Отвечать на вопросы;
- Составлять рассказ по картинке;
- Придумывать сказки;
- Рассказывать стихи наизусть;
- Описывать по памяти;
- Копировать текст и рисунок;
- Заканчивать предложения;
- Находить лишний предмет, рисунок, слово, букву;
- Разгадывать загадки;
- Считать от 0 до 10 и обратно;
- Знать состав чисел;
- Различать понятия «больше», «меньше»;
- Знать фигуры;
- Писать в клеточках;
- Знать буквы, отличать их от звуков;
- Определять первый и последний звук в слове;
- Подбирать слова на предложенный звук;
- Знать, когда заканчивается предложение;
- Обводить по контуру;
- Держать ручку.
Подготовка к школе: развивающие задания для детей по чтению
Если ребёнок умеет читать, можно предложить ему игры:
Игра «Найди слово». Предложите ребенку отыскать определенное слово в небольшом незнакомом тексте. Причем сделать это нужно за определенное время (например, за одну минуту).
«Громко, тихо, про себя». Попросите ребенка читать то тише, то громче, то про себя. По вашим указаниям он должен как можно быстрее переключаться от одного вида чтения к другому. Следите, чтобы при этом не менялся темп чтения.
«Слоги на карточках». Напишите на карточках слоги таким образом, чтобы из них можно было составить слова. Попросите ребенка помочь потерявшимся слогам отыскать своих друзей и собраться в слова. Играйте в игру ежедневно, постепенно добавляя новые слоги.
«Гласные – согласные». Пусть ребенок за 30 секунд назовет или напишет, как можно больше согласных букв, а затем гласных.
«Ответы на вопросы». Заготовьте несколько простых вопросов по тексту. Предложите ребенку найти ответы на эти вопросы во время прочтения текста.
«Чтение с помехами». Научите ребенка читать независимо от окружающей обстановки. Включайте ненадолго во время чтения музыку или телевизор. Добейтесь того, чтобы ребенок, не обращая внимания на изменение звукового фона, продолжал читать.
«Размер букв». Чтение текстов с разными шрифтами не должно быть проблемой для ребенка. Для этого ежедневно предлагайте ему самостоятельно печатать и читать буквы разного размера.
«Слова – перевертыши». Покажите ребенку слова, которые меняют смысл при прочтении их наоборот: «кот – ток», «воз – зов» и т.п. Объясните, что читать всегда нужно слева направо.
«Чтение сквозь зубы». Усложните привычное ежедневное чтение необычным веселым заданием: ребенок должен читать, не размыкая зубы. После прочтения текста, необходимо пересказать его.
«Пропустили букву». Напишите 5 – 10 знакомых ему слов, в каждом из которых пропустите по одной букве. Попросите будущего первоклассника вставить пропущенные буквы в слова.
«Похожие слова». Напишите несколько пар похожих по написанию, но различных по значению слов: «кот – кит», «рука – река», «дом – дым». Попросите ребенка прочитать пары и объяснить значение каждого слова.
«Чтение за минуту». Предлагайте ребенку ежедневно читать «на скорость» один и тот же текст. Обращайте внимание, что каждый день он читает все быстрее и четче, и за отведенную минуту продвигается все дальше. Для наглядности лучше использовать песочные часы.
Подготовка к школе, развивающие задания для детей по письму
Самые большие трудности у всех без исключения первоклассников возникают при выполнении графических заданий. Происходит это по трем причинам:
- недостаточный интерес ребенка;
- незрелость мускулатуры кистей;
- неопытность.
«Лабиринт». Предложите ребенку найти выход из лабиринта мышке, убегающей от кота, или зайчонку, отставшему от своей мамы. При помощи ручки или карандаша нужно указать зверушке верный путь.
«Дорисуй рисунок». Нарисуйте букет цветов и предложите малышу дорисовать вазу для букета, в пустой аквариум пусть поселит рыбок, в доме нарисует дверь. Чем больше подобных заданий выполнит ребенок, тем увереннее он будет держать в руках карандаш.
«Рисунок по точкам». Попросите ребенка соединить точки между собой таким образом, чтобы получился рисунок. Если у ребенка возникнут сложности при выполнении этого задания, подскажите ему.
«Штриховка». Просите ребенка выполнять любые упражнения, где необходимо заштриховать рисунок. Эти задания обязательны для отработки графических движений. Во время выполнения следите, чтобы линии направлялись сверху вниз, слева направо.
«Обводилки». Предложите ребёнку обводить по пунктиру: веселые детские картинки, буквы и их элементы.
ВАЖНО: Развитию мелкой моторики у детей способствуют лепка, игры с мозаикой, конструктором, бусами, пальчиковая гимнастика.
Подготовка к школе: развивающие задания для речевого развития детей
«Экспромт». Подготовьте 5 – 7 карточек с изображенными на них знакомыми ребенку ситуациями или действиями. Разложите перед ребенком карточки рисунком вниз. Предложите ему выбрать любую карточку и попросите придумать по ней рассказ. Чтобы ребенку было интересно, можно привлечь к выполнению задания других членов семьи и устроить конкурс на лучший рассказ.
«Ассоциации». Покажите ребенку картинку, на которой изображено какое-либо знакомое ему действие (птицы улетают на юг, женщина покупает хлеб, дети идут в садик и т.п.). Попросите ребенка назвать слова, которые ассоциируются у него с изображением на картинке.
Игра в прилагательные. Попросите ребенка образовать прилагательные из предоставленных слов, ответив на вопросы: «какой», «какая», «какое»?
- Свет (светлый, светлая, светлое)
- Дом (домашний, домашняя, домашнее)
- Дерево (деревянный, деревянная, деревянное)
- Железо (железный, железная, железное)
- Снег (снежный, снежная, снежное)
- Песок (песчаный, песчаная, песчаное)
Синонимы и антонимы. Попросите ребенка подобрать похожие и противоположные по значению слова к произвольно взятым прилагательным.
Подготовка к школе: развивающие игры
«Назови номер». Во время прогулки просите ребенка называть номера домов и проезжающего транспорта, обозначенные на табличках.
«Сколько деревьев?» Вместе считайте все деревья, которые попадаются вам на пути во время прогулки. Также можно считать проезжающие мимо автомобили, все или определенного цвета (размера, марки).
«Кто поменялся местами?» Поставьте перед ребенком 8 – 10 мягких игрушек, попросите его внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время поменяйте местами несколько игрушек. Когда ребенок повернется, пусть попробует угадать, кто поменялся местами.
«Любимый мультик». Посмотрите вместе с ребенком его любимый мультфильм. Задайте вопросы по его содержанию, попросите ребенка рассказать, о чем он.
«Сказка для бабушки». Прочитайте ребенку сказку. Попросите рассказать бабушке (папе, тете, сестричке) о чем эта сказка, описать героев, их внешность и характер.
Подготовка к школе: развивающие упражнения
Развивающие упражнения с дошкольниками можно выполнять не только в тетради, сидя за письменным столом, но и на улице. Уроки на свежем воздухе придутся по душе и запомнятся надолго каждому ребенку.
«Времена года».
- Прогуляйтесь с ребенком по осенней аллее. Покажите будущему школьнику разноцветные листья разных деревьев. Расскажите о временах года и тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением осени, зимы, весны и лета. Пусть ребенок выберет несколько красивых листьев и сохранит их дома, между страничками толстой книги. Когда листочки высохнут, пусть ребенок обведет их по контуру на листе бумаги и раскрасит.
- В снежные зимние дни выходите вместе кормить воробьев и синичек. Расскажите ребенку о зимующих и перелетных птицах. Дома попросите нарисовать тех птичек, которые понравились больше всего.
- Весной покажите ребенку первые распустившиеся цветы. Расскажите, что цветы бывают полевые, лесные, садовые. Попросите выполнить звуковой анализ слов: «роза», «подснежник», «лютик», «незабудка».
- Во время летних прогулок обращайте внимание ребенка на повышение температуры на улице. Объясните, что бывает летняя и зимняя одежда. Пусть ребенок назовет одежду, которую нужно надевать летом, осенью, зимой и весной. Дома попросите ребенка нарисовать лето.
«Аппликация из крупы и макарон». Предложите ребенку сделать аппликацию при помощи риса, гречки, макарон, манки, гороха и других круп. Подобные упражнения хорошо развивают мелкую моторику. В работе используйте клей ПВА.
«Снежинки». Научите ребенка вырезать снежинки. На сложенном в 4 и 8 раз листе бумаги попросите его вырезать разные геометрические фигуры. Разверните снежинки и оцените результат.
Так же важна психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе, которую определяет психолог, на основе проведённых тестов.
Если психолог после проведения тестов придет к выводу, что ребенку нужно остаться в саду еще на год, родителям следует прислушаться к мнению специалиста. Возможно, этот год многое изменит в жизни ребенка, за это время он осознает свою роль в школе, проявит интерес к получению знаний.
Ссылка на сайт:
https://heaclub.ru/kak-nauchit-rebenka-bukvam-uchim-bukvy-igraya-kak-uchit-bukvy-dlya-detej-3-4-5-6-let-i-dlya-malyshej-izuchenie-alfavita-igry-video