У многих людей слово «дисциплина» ассоциируется с ограничениями, наказаниями или другими неприятными вещами. Однако в дисциплине ничего страшного нет, ведь с латинского «дисциплина» переводится как обучение.
Существует множество статей, где дисциплину то ругают, то хвалят, и сразу не разобрать – приносит она пользу или вред.
Противники дисциплины склонны считать, что она закрепощает ребенка, делает его несвободным в деятельности и творчестве. Хотя, по наблюдениям, ребенок, выросший в атмосфере умеренной дисциплины и привыкший распределять время и тратить его на важные аспекты собственной жизни, во многом будет успешнее ребенка, воспитанного во вседозволенности и отрицании устоявшихся правил и норм.
С другой стороны, дисциплину нельзя рассматривать как панацею, чрезмерное увлечение дисциплиной может привести к тому, что вы взрастите человека, неспособного к самостоятельному мышлению, который всегда будет следовать четким инструкциям.
Главное, на что необходимо обратить внимание, говоря о дисциплине, а в особенности о дисциплине детской, — у ребенка ничего не возникает спонтанно, его поведение нужно рассматривать как результат увиденного и услышанного вокруг.