Дошкольный возраст – это прекрасное время для развития ребенка, которое так необходимо каждому. Для того, чтобы помочь ребенку-аутисту, необходимо уделять внимание для организованного проведения с ним ежедневных занятий длительностью полтора - два часа с перерывами. Большое значение имеет правильно организованное рабочее место для ребенка. Это место должно быть благоустроено только для проведения занятий. Стол должен быть чистым. Материал для занятий выкладывается слева от ребенка. Выполненное задание убирается. Выполнение ребенком задания должно стимулироваться и поощряться привычным и значимым для ребенка способом. Важно, чтобы новое задание выполняли сами родители, медленно и повторяя. Затем, взяв руки ребенка в свои руки, выполнить с ним вместе.
Фиксация взора. Постарайтесь зафиксировать взор ребенка на картинке или игрушке. Для этого держите картинку (игрушку) на уровне своих губ. Старайтесь привлечь внимание ребенка к картинке (игрушке), даже если придется возле картинки (игрушки) поместить любимую конфету. Угостите этой конфетой ребенка после того, как он правильно выполнил ваше задание. Будьте немногословны и конкретны, пользуйтесь такими точными инструкциями, как «Возьми», «Положи».
Обучение элементарным жестам. В организации быта, задавайте ребенку конкретные, точные, простые и понятные вопросы, такие как: «Ты хочешь кушать?», «Пойдем гулять?», побуждая его утвердительно кивать головой. Затем постепенно вводите жест «нет», задавая такие же вопросы после приема пищи или тяжелой прогулки, когда ребенок устал.
Формируйте указательный жест у ребенка, чтобы палец указывал на конкретную картинку. Возьмите его руку в свою и правильно поставьте указательный пальчик. Покажите на своей руке указательный жест. Говорите четкую инструкцию: «Покажи…», побуждая зафиксировать и взор, и указательный палец на конкретный рисунок.
Развитие сенсорного восприятия. Для формирования усидчивости, развития мелкой моторики, отвлечение от «полевого поведения», предлагайте ребенку интересные для него игры.
Игры с крупами, песком, манкой, камешками:
Покажите, как можно пересыпать разные материалы в другую емкость, перебирать всеми пальчиками, погружать руки в емкость с крупой, рисовать на подносе с мукой или песком, размазывать желе по подносу, клеенке. Высыпать гречку в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ему присоединиться. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
Полезно разместить в комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка, привлекая его к отражению в зеркале. Этот прием также дает положительный результат. Не нужно забывать о том, что аутичному ребенку нужна физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет, рисует и т.д;
Игры с красками «Цветная вода»:
Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы (в дальнейшем количество которых может быть любым). Стаканы наполняются водой и расставляются на столе, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, ребенок же своей реакцией даст Вам понять какой из способов ему понравился больше.
Используя стаканчики разных размеров, можно знакомить ребенка с понятием величины; меняя количество стаканчиков обучать счету и т.д.
Игры с водой:
- Чтобы ребенку удобнее было достать до крана, подвиньте к раковине стул. Достаньте заранее приготовленные пластиковые бутылки и пузырьки, наполняйте их водой из-под крана: «Буль - Буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды пузырек с узким горлышком; обычно такой эффект приводит детей в восторг.
- Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (возможно в том случае, если у ребенка есть опыт посещения бассейна).
- Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.
- «Купание игрушек». Искупайте игрушки – голышом в теплой водичке, потрите их мылом, заверните в полотенце, сопровождайте свои действия словами: «А сейчас будем купать. Нальем в ванночку теплой водички, попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши Игрушки. Как их зовут? Кто первый будет купаться? Хорошо. Давай спросим у игрушки нравится ей водичка, хорошо ей? Не горячо?» и т.д.
- «Мытье посуды». Можно вымыть посуду после игрушечного обеда.
- Игры с мыльными пузырями. Для этого предварительно нужно научить ребенка дуть, сформировывать сильный воздух, будьте осторожны, следите за тем, чтобы ребенок не вдувал воду в себя.
- Игры со льдом. Заранее приготовьте лед, выдавите вместе ребенком лед из формочки в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Затем погрейте его в ладошках, она холодная, и тает. Зимой на прогулке можно обращать внимание ребенка на сосульки, лужи и т.д. Они будут в восторге от таких изменений в природе.
Игры с пластичным материалом.
При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом) может быть осложнено его повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что, если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравиться.
Это лишь некоторые рекомендации для вас, уважаемые родители, которые могут помочь организовать процесс развития ребенка - аутиста посредством проведения ежедневных занятий.
Об этом и многом другом по работе с детьми данной категории вы можете прочитать в следующих литературных источниках:
- Каган В.Е., Аутята. Родителям об аутизме. СПб.: Издательство «Питер», 2015.
Книга построена как живой разговор об аутизме и помощи младшим детям в преодолении связанных с ним трудностей. Текст обращен к родителям – они основные помощники ребенка, помогающий мост между ним и миром, равноправные члены команды работающих с ребенком специалистов. Как пережить встречу с аутичностью ребенка и связанные с этим изменения в жизни? Как чувствовать и понимать происходящее с ребенком, чтобы это помогало жизни с ним и его развитию? Как строить помощь ребенку и быть его эффективным помощником? Как готовить ребенка к самостоятельной жизни?.
- Рудник О.С., Коррекционная работа с аутичным ребенком.
Педагог-психолог в своей книге подробно рассказывает о синдроме аутизма, а также предлагает действенную методику работы с «детьми дождя» - предлагает игры, упражнения, фрагменты занятий, которые можно использовать на разных этапах коррекционной работы.
- Нуриева Л.Г., Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы» — М.: Теревинф, 2003. — 160 с.
В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом I и II группы (по классификации О.С.Никольской) и с детьми, страдающими сенсорной и моторной алалией. В книгу также включена глава, описывающая занятия с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2014.
В книге освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).
Материал подготовлен учителем-дефектологом Н.С.Самородовой.