Рекомендации для родителей по воспитанию юного читателя
|
Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберется, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга!
С.Я. Маршак
|
В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.
Ни один компьютер не будет общаться с ребенком так, как писатель, обладая высокохудожественным словом, прекрасным построением речи, умением передать информацию так, что человек пронесет ее через себя, осмыслит, переживет судьбу героя. Надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».
Прежде всего, желание читать, стойкий интерес к чтению, культура чтения закладывается в семье. Собственный пример читающих родителей играет значительную роль. Необходимо начинать читать вслух с раннего возраста, обязательно читать ребёнку перед сном. Замечательно, когда семья вечером собирается не у телевизора, а все вместе по очереди вслух читают интересную книгу и обсуждают прочитанное.
Необходимо помнить о возрасте ребёнка и вдумчиво подбирать книги, учитывая интересы и имеющийся жизненный и читательский опыт детей.
Взрослый должен читать ребёнку не спеша, ясно выговаривая звуки речи, поскольку детское восприятие отличается тем, что ребёнок не всегда различает звуки речи, в результате может понять звучащий текст по-своему, так, как понятно только ему.
Начиная чтение, всегда акцентируйте внимание ребёнка на названии книги и имени её автора.
Оставляйте печатные издания везде, где ваш ребенок может их увидеть, дарите ему книги, разрешайте самому выбирать книги в магазине или библиотеке. Запишите своего ребенка в библиотеку. Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой. Сделайте иллюстрации, «оживите» героев книг, вылепив их из пластилина, сшив из ткани, связав, склеив из бумаги и т.д.
Нельзя ребенка насильно заставлять читать, иначе это вызовет реакцию отторжения. Чтение для ребенка должно ассоциироваться с веселым, интересным времяпрепровождением, а книги и журналы с погружением в увлекательный мир чтения. Обязательно слушайте, как малыш читает сам, он должен чувствовать интерес старших. После просмотра художественного или мультипликационного фильма предложите прочесть книгу, по которой он снят.
Воспитывайте бережное отношение к книгам, учите правилам обращения с ними:
- не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
- не читать во время еды.
- не загибать листы, пользоваться закладкой.
- класть книгу только на чистый стол.
- не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
- своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.
|
|
Помните!
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей,
она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.
С. Лупан